РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СМОКТУНОВСКИЙ Инн. Мих.

СМОКТУНОВСКИЙ Инн. Мих.

СМОКТУНОВСКИЙ Инн. Мих. СМОКТУНОВСКИЙ Инн. Мих. (1925-94) - актер. Фронтовик, военную биографию начал в 1943, закончил в 1945 в Берлине командиром роты автоматчиков. На сцене с 1946. Учился в студии Красноярского т-ра, играл также в т-рах Норильска, Махачкалы, Грозного, Волгограда. В 1957 - 60 - в Ленингр. БДТ, с 1976 - во МХАТе. Снимался с 1956 (Генри в ф. «Как он лгал ее мужу»). С. выдвинула уже одна из первых киноролей - «лейтенант со штатской внешностью» в ф. реж. А. Иванова «Солдаты» (по пов. В. Некрасова «В окопах Сталинграда», 1957). Образ тихого интеллигента на войне, к-рый решается вступить в спор с командиром, не желая видеть в солдате простую пешку, знаменовал и решительный поворот воен. темы в кино, и новый этап развития сов. иск-ва, ощутившего на рубеже 1960-х гг. своим гл. предметом не массу, не коллектив, а отд. человека. Этим образом начинается длинный ряд ролей, где С. удалось выразить глубинный пафос времени, его гражд. звучание. От «маленького Фарбера» протягивается нить к гениальному Мышкину («Идиот» по Ф. Достоевскому, БДТ, 1958), к-рый дал эталон постижения сокровенных основ личности, выявил подлинные масштабы актерского таланта С. и оказал громадное воздействие на все его дальнейшие киноработы. Свойственные С. чуткость к тончайшим вибрациям душевной жизни и легкость перевоплощений, необыкновенная пластичность внеш. рисунка с каскадом выразит. деталей, умение уловить и передать соц.-нравств. обертоны характера помогли создать такие разноплановые роли, как Муромцев («Шторм», 1956), Ю. Фучик («Дорогой бессмертия», т/ф, 1958), как «ласковый паразит Пал Палыч» («Ночной гость», 1958) и смелый геолог-романтик Сабинин («Неотправленное письмо», 1959), никудышный Геннадий Куприянов («Високосный год» по В. Пановой, 1961) и высвеченный светом своего радостного гения Моцарт (экранизация оперы «Моцарт и Сальери», т/ф, 1962). К числу лучших принадлежит сыгранная С. в ф. М. Ромма «Девять дней одного года» (1961) роль физика Ильи Куликова, личности новой формации, человека свободного ума, обаятельно-ироничного в своем интеллектуальном превосходстве. Славу интеллектуального актера, способного сделать мысль наглядной, образно-ощутимой, укрепил за С. и Гамлет в одноим. ф. Г. Козинцева (1964), продолживший рус. традицию трактовки шекспировского образа как трагедии ума, страдающего от гнилости и неправды окружающей действительности, сраженного недоверием к добру. В ф. Э. Рязанова «Берегись автомобиля» С. показал себя блистат. комедийным актером, создав образ честного вора-чудака Деточкина, чел. прозрачной души и ранимой совести, совершающего смешные и нелепые поступки. В 1970 -80-х гг. палитра С. становится все б. богатой, все шире диапазон создаваемых им портретов реальных ист. деятелей. Среди них: Иван Петрович («Живой труп», 1968), П.И. Чайковский («Чайковский», 1969), Порфирий Петрович («Преступление и наказание», 1969), К.Э. Циолковский («Укрощение огня», 1972 и «Отроки во Вселенной», 1974), Васильев («Дочки-матери», 1974), Карл («Легенда о Тиле», 1970), Чекалинский («Пиковая дама», т/ф, 1982), Плюшкин («Мертвые души», т/ф, 1984), Геккерен («Последняя дорога», 1987), Барон («Без солнца», 1987). Уникальная способность глубокого психол. иссл., умение передать контраст, сплавить позу, жест, движение игрой души - качества, к-рыми отмечены и центр., и эпизодич. роли С.: Войницкий («Дядя Ваня», 1971), иркутский губернатор Цейдлер («Звезда пленительного счастья», 1975), Моисей Моисеич («Степь», 1977), Скупой рыцарь и Сальери («Маленькие трагедии», т/ф, 1980), старый киевлянин, мудрец Исаак («Дамский портной », 1991). Среди др. ф.: «Рядом с нами», «День первый», «На одной планете», «Степень риска», «Исполнение желаний», «Романс о влюбленных», «Первая любовь», «Фантазия» (т/ф), «Кража» (т/ф), «Барьер», «В четверг и больше никогда», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Соч.: Время добрых надежд. М., 1980.

Лит.: Горфункель Е. Смоктуновский. М., 1990.