СМОКТУНОВСКИЙ Инн. Мих. (1925-94) - актер. Фронтовик, военную
биографию начал в 1943, закончил в 1945 в Берлине командиром роты автоматчиков.
На сцене с 1946. Учился в студии Красноярского т-ра, играл также в т-рах
Норильска, Махачкалы, Грозного, Волгограда. В 1957 - 60 - в Ленингр. БДТ,
с 1976 - во МХАТе. Снимался с 1956 (Генри в ф. «Как он лгал ее мужу»).
С. выдвинула уже одна из первых киноролей - «лейтенант со штатской внешностью»
в ф. реж. А. Иванова «Солдаты» (по пов. В. Некрасова «В окопах Сталинграда»,
1957). Образ тихого интеллигента на войне, к-рый решается вступить в спор
с командиром, не желая видеть в солдате простую пешку, знаменовал и решительный
поворот воен. темы в кино, и новый этап развития сов. иск-ва, ощутившего
на рубеже 1960-х гг. своим гл. предметом не массу, не коллектив, а отд.
человека. Этим образом начинается длинный ряд ролей, где С. удалось выразить
глубинный пафос времени, его гражд. звучание. От «маленького Фарбера» протягивается
нить к гениальному Мышкину («Идиот» по Ф. Достоевскому, БДТ, 1958), к-рый
дал эталон постижения сокровенных основ личности, выявил подлинные масштабы
актерского таланта С. и оказал громадное воздействие на все его дальнейшие
киноработы. Свойственные С. чуткость к тончайшим вибрациям душевной жизни
и легкость перевоплощений, необыкновенная пластичность внеш. рисунка с
каскадом выразит. деталей, умение уловить и передать соц.-нравств. обертоны
характера помогли создать такие разноплановые роли, как Муромцев («Шторм»,
1956), Ю. Фучик («Дорогой бессмертия», т/ф, 1958), как «ласковый паразит
Пал Палыч» («Ночной гость», 1958) и смелый геолог-романтик Сабинин («Неотправленное
письмо», 1959), никудышный Геннадий Куприянов («Високосный год» по В. Пановой,
1961) и высвеченный светом своего радостного гения Моцарт (экранизация
оперы «Моцарт и Сальери», т/ф, 1962). К числу лучших принадлежит сыгранная
С. в ф. М. Ромма «Девять дней одного года» (1961) роль физика Ильи Куликова,
личности новой формации, человека свободного ума, обаятельно-ироничного
в своем интеллектуальном превосходстве. Славу интеллектуального актера,
способного сделать мысль наглядной, образно-ощутимой, укрепил за С. и Гамлет
в одноим. ф. Г. Козинцева (1964), продолживший рус. традицию трактовки
шекспировского образа как трагедии ума, страдающего от гнилости и неправды
окружающей действительности, сраженного недоверием к добру. В ф. Э. Рязанова
«Берегись автомобиля» С. показал себя блистат. комедийным актером, создав
образ честного вора-чудака Деточкина, чел. прозрачной души и ранимой совести,
совершающего смешные и нелепые поступки. В 1970 -80-х гг. палитра С. становится
все б. богатой, все шире диапазон создаваемых им портретов реальных ист.
деятелей. Среди них: Иван Петрович («Живой труп», 1968), П.И. Чайковский
(«Чайковский», 1969), Порфирий Петрович («Преступление и наказание», 1969),
К.Э. Циолковский («Укрощение огня», 1972 и «Отроки во Вселенной», 1974),
Васильев («Дочки-матери», 1974), Карл («Легенда о Тиле», 1970), Чекалинский
(«Пиковая дама», т/ф, 1982), Плюшкин («Мертвые души», т/ф, 1984), Геккерен
(«Последняя дорога», 1987), Барон («Без солнца», 1987). Уникальная способность
глубокого психол. иссл., умение передать контраст, сплавить позу, жест,
движение игрой души - качества, к-рыми отмечены и центр., и эпизодич. роли
С.: Войницкий («Дядя Ваня», 1971), иркутский губернатор Цейдлер («Звезда
пленительного счастья», 1975), Моисей Моисеич («Степь», 1977), Скупой рыцарь
и Сальери («Маленькие трагедии», т/ф, 1980), старый киевлянин, мудрец Исаак
(«Дамский портной », 1991). Среди др. ф.: «Рядом с нами», «День первый»,
«На одной планете», «Степень риска», «Исполнение желаний», «Романс о влюбленных»,
«Первая любовь», «Фантазия» (т/ф), «Кража» (т/ф), «Барьер», «В четверг
и больше никогда», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».