СЛОВОРАЗДЕЛ - в стихосложении граница между словами. Наиб. сильные
С. поэтич. текста приходятся на строфоразделы, затем - по степени убывания
- на стихоразделы, цезуру, нач., конечную части стиха. Для ритмико-фонетич.
орг-ции стихотв. речи особое знач. имеет взаимосвязь С. со стопоразделами,
их совпадение придает стиху большую монотонность. Если слово, стоящее перед
С., оканчивается на ударный слог, то С. называют мужским, на один безударный
- женским, на два безударных --дактилическим, на три безударных и более
- гипердактилическим. Каждая ритмич. вариация стихотв. размера имеет по
неск. словоразд. вариаций, к-рые определяются положением С. между входящими
в стихотв. словами (ср., напр., две словораздельные вариации одной ритмич.
вариации 4-стопного ямба: «Февраль. Достать чернил и плакать!» и «Весенний
грунт мечтать не смеет» (обе - Б. Пастернака) ; их разл. звучание обусловлено
тем, что в первом случае С. подчеркивают стопоразделы, во втором - «разрезают»
ямбич. стопу; различие усилено и нетождеств. словораздельными окончаниями).