«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - выдающийся пам. др.-рус. лит-ры. Существует
обширная лит-pa, посвященная этому произведению. «С.» дошло до 19 в. в
единственном списке, судя по всему, 16 в. Как полагают, сб. хранился в
б-ке Спасо-Ярославского мон. и в конце 18 в. попал в коллекцию гр. А. И.
Мусина-Пушкина. Первое изд. вышло в 1800. Это изд., как и копия, сделанная
для Екатерины II, являются ныне единственными источниками по изучению «С.»
после гибели рукописи в пожаре Москвы 1812. Тогда же вместе со «С.» погибла
др. замечат. рукопись - Троицкая летопись. Отсутствие рукописи, как и слабое
знание др.-рус. лит-ры в нач. 19 в., привели к возникновению многочисл.
теорий о подложности «С.» Позже были обнаружены пам., испытавшие непосредственно
влияние «С.»: «Задонщина», «Слово о погибели земли Русской». Параллели
к «С.» обнаружились в неизвестных тогда летописных текстах. Однако и теперь
нек-рые ученые сомневаются в древности «С.» (среди противников датировки
12 в. были чешский славист Я. Фрчек и выдающийся историк А.А. Зимин). Причина
этого в том, что « С.» слишком сильно отличается от всего пласта сохранившейся
др.-рус. лит-ры, на к-рой лежит сильнейший церк., монашеский отпечаток.
«С.» относится к совершенно др. типу культуры - дружинному (иначе светскому,
княжескому), к-рый хорошо известен по пам. матер. культуры: женским украшениям,
украшениям на оружии, бытовым предметам из кости и дерева, отчасти по свет.
росписям храмов (лестничные башни Софии Киевской). Общее состояние др.-рус.
об-ва в кон. 12 в. как нельзя больше было способно произвести «С.». Одним
из горячих сторонников подлинности пам. был А.С. Пушкин, посвятивший ему
неск. заметок. Время и место написания «С.», как и его автор, неизвестны.
Скорее всего оно было создано после 1185 (года похода) до 1194 в Юж. Руси,
в непосред. окружении князей Ольговичей. Сравнение «С.» с летописными пов.
о походе Игоря, сохранившимися и в Киевской, и во Владимиро-Суздальской
интерпретации, мн. объяснило в пам., помогло четче охарактеризовать его
непосредственное лит. окружение. Лингвистические иссл. продвинулись очень
далеко, дав новые аргументы в пользу ранней даты «С.». Наиболее сложным
является вопрос о его жанр. принадлежности. «С.» совмещает в себе черты,
сближающие его с зап.-европ. эпосом, рус. и слав. фольклором. В нем есть
широкие ист. обобщения, экскурсы в далекое прошлое Руси. Рассказ прерывается,
как в летописи, - речами героев и диалогами. И.П. Еремин отнес «С.» к пам.
ораторского иск-ва, отмечая сходство стилистич. построений, ораторских
приемов с пам. торж. красноречия. Д.С. Лихачев относит «С.» к жанру «трудных
повестей», к-рый стал формироваться в кон. 12 в. на основе прежних «плачей»
и «слав», певшихся придворными певцами для князей. В «С.» постоянно упоминаются
языч. боги, к к-рым обращается не только автор, но и герои (плач Ярославны).
Насколько осмысленными были эти пережитки языч. в полностью христианизированной
Руси, сказать сложно. «С.» является одним из выдающихся памятников не только
др.-рус., но и мировой ср.-век. лит-ры.
Слово о полку Игореве. Худ. В. А. Фаворский
Изд. и лит.: Слово о полку Игореве / Сост. и подгот. изд. Л.А.
Дмитриев и Д.С. Лихачев // Памятники литературы Древней Руси, XII в. М.,
1980; Словарь-справ. «Слово о полку Игореве». М., 1965 - 78. Вып. 1-5;
«Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. М.; Л., 1966; Лихачев
Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985.