СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю; ваяние,
пластика - греч. - леплю) - вид изобр. иск-ва, дающий объемно-пространств.,
трехмерное изображение предметов, как правило, людей, реже животных (анималистич.
жанр), природы (пейзаж), вещей (натюрморт). Основное худож. средство С.
- осязательный, реальный объем; цвет применяется ограниченно и условно.
Существуют две разновидности С.: круглая (полнообъемное изобр., обозримое
со всех сторон) - статуя, скульп. группа, бюст и т. д. - и рельеф (форма,
частично выступ. над поверхностью). По содерж. и функциям С. делится на
монумент., монументально-декорат. (к этим видам относятся пам., мемориальные
сооружения и др., т. е. С., предназначенная для установки на площадях и
улицах, на фасадах зданий, в садах или оформляющая интерьер, как его неотъемлемая
часть), станковую (С. для размещения в интерьере, существующая независимо
от него: портреты, произв. бытового или анималистич. жанра, ню) и С. малых
форм (произв. медальерного иск-ва, глиптики). С. выполняется из твердых
и пластич. мат-лов (металл, камень, глина, дерево, гипс, стекло, фарфор
и др.); их обработка - лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка
и др. В России С. до нач. 18 в. была развита слабо, т. к. веками преследовалась
Ц. как изображение идолов, тем не менее существовала гл. обр. в форме именно
религ. произв., затем органично включилась в общеевроп. русло. Среди наиб.
изв. рус. скульпторов: гр. Б. де Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский,
Ф.Ф. Щедрин, И.П. Мартос, В.И. Демут-Малиновский, гр. Ф.П. Толстой, С.С.
Пименов, И.П. Витали, бар. П.К. Клодт фон Юргснсбург, кн. П.П. Трубецкой,
А.С. Голубкина, А.Т. Матвеев, Эрьзя, М.М. Антокольский, С.Д. Меркуров,
М.Г. Манизер, А.П. Архипенко, В.И. Мухина, Л.В. Шервуд, И.С. Ефимов и др.
Лит.: Кепинов Г.И. Технология скульптуры. М., 1936; Аркин Д.Е.
Образы скульптуры. М., 1961; Либман М.Я. О скульптуре. М., 1962; Шмидт
И.М. Беседы о скульптуре. М., 1963.