РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СКРЯБИН Ал-др Ник.

СКРЯБИН Ал-др Ник.

СКРЯБИН Ал-др Ник. СКРЯБИН Ал-др Ник. (1871-1915) -композитор, пианист. Учился в Моск. конс. у В.И. Сафонова, С.И. Танеева, А.С. Аренского, к-рую окончил с золотой медалью как пианист (1893). Гастролировал в России, Зап. Европе как солист и с симфонич. оркестром под управлением С. Кусевицкого, преимущественно с исполнением собственных произведений. Фортепианная манера С., по воспоминаниям современников, отличалась импровизационностью и ритмической свободой, красотой и изысканностью звука, виртуозной техникой.

СКРЯБИН Ал-др Ник.

А.Н. Скрябин

Начало творческой деят-ности С. относится к 2-й пол. 1880-х гг. В нач. 1890-х были опубликованы первые произв., сделавшие имя С. известным. Большую поддержку С. оказали выдающиеся деятели музыки В.В. Стасов, А.К. Лядов и особенно М.П. Беляев. В дальнейшем творчество С. стремительно эволюционировало. Произв. первого этапа (до кон. 1890-х гг.), сохраняя преемственную связь с произв. Ф. Шопена, Ф. Листа и др., уже поражают новаторскими чертами, проявляющимися в трактовке жанров, содержании пьес, музыкально-выразительных средствах (1-3 сонаты, циклы прелюдий оп. 11, 16, фп. концерт и др.). Второй этап (кон. 1890-х - нач. 1900-х гг.) отличается заметным стремлением С. расширить концепцию произв., придать им новое направление. Центр. сочинения данного этапа -1, 2 и особенно 3-я симфония («Божественная поэма»), ставшая, по мысли автора, «биографией духа», фп. соната № 4 - свидетельствуют о преодолении С. традиционного взгляда на содержание музыки, о стремлении отразить в произв. поиск высшего смысла. Третий этап (1904 - 10) отмечен созданием целого ряда выдающихся произв. Центр. сочинения С. этих лет - «Поэма экстаза» (1907), ставшая кульминацией всего творчества С., и «Прометей» («Поэма огня», 1910) - одно из самых новаторских произв. С. Для воплощения своего замысла композитор, наряду с оркестром, использует рояль, хор, поющий без текста, и новый элемент - свет. Своеобразными параллелями оркестр. сочинениям С. становятся созданные в те же годы фп. произв.: 5-я и 6-я сонаты, поэмы, циклы миниатюр. Четвертый этап творчества С. (1910-15) отмечен усилением усложненных, подчас мистических образов. Это проявляется в последних сонатах (7 - 10) и особенно в «Мистерии» - неосуществленном замысле С., предполагавшем многодневное «действо», сочетающее все виды муз., театр., архитект. выразительности.

Количество написанных произв. С. сравнительно невелико (74 опуса). Композитор обращался почти исключительно к фп. (10 сонат, 91 прелюдия, 20 поэм, 23 этюда, 21 мазурка и др.) и оркестровым жанрам (3 симфонии, оркестр. поэмы и др.). Ряд произв. С. сопровождал пространными комментариями, ремарками, уточняющими авторский замысел и позволяющими рассматривать их как проявление программной музыки - «сверхмузыки» (Б.Л. Пастернак). Однако муз. содержание произв. С. оказывается несравненно богаче его теоретич. программы: мастерство драматурга, поразительное интонационное и гармоническое мышление, насыщенная фп. и оркестр. палитра свидетельствуют о самостоятельной муз. значимости сочинений композитора.

Лит.: Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин. М., 1989.