РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СКОВОРОДА Григ. Саввич

СКОВОРОДА Григ. Саввич

СКОВОРОДА Григ. Саввич СКОВОРОДА Григ. Саввич

(1722-94) - рус.-укр. философ и религ.

мыслитель. Писал по-русски. Род. в Полтавской губ., в семье казака. Учился

в Киевской акад., по окончании ее три года странствовал по Европе (Венгрия,

Австрия, Польша, Германия, Италия), посещал лекции в ун-тах. Изучал нем.,

греч., лат. и др.-евр. языки, хорошо знал античных авторов и Отцов Ц. По

возвращении на родину неск. лет служил учителем у богатого помещика, в

основном в это время создал свои философско-поэтич. произв. («Сад божественных

песней»). С 1759 - учитель в Харьковском Коллегиуме. В 1765 из-за неортодоксальности

взглядов подвергается преследованиям, вынужден оставить службу и принять

до конца своих дней образ жизни странника, пользующегося гостеприимством

своих многочисл. друзей и почитателей. В этот период создал все свои прозаич.

филос. диалоги. Мистич. опыт диктует С. идею гносеологического дуализма:

познанию, скользящему по поверхности бытия, противостоит познание «в Боге».

В антропологии у С. соответственно двойст. оказывается и чел. природа:

за «внешней наружностью», «телом земляным» скрыто «тело духовное», «истинный

человек... один из всех нас и в каждом целый», тождественный Логосу-Христу.

Метафизич. воззрения С. порой приближаются к пантеизму («две натуры во

всем - божественная и телесная»). Этика, занимающая важное место в творчестве

С., направлена прежде всего на освобождение от лжи эмпирич. бытия и преображение

души, переход ее «от тленного мира в мир первородный». Основываясь на личном

мистич. опыте и символической интерпретации Библии, С. определенно испытал

и нек-рые внеш. филос. -влияния - прежде всего неоплатонизма (Филон, Отцы

Ц.) и нем. мистиков 16-17 вв.