РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
(1722-94) - рус.-укр. философ и религ.
мыслитель. Писал по-русски. Род. в Полтавской губ., в семье казака. Учился
в Киевской акад., по окончании ее три года странствовал по Европе (Венгрия,
Австрия, Польша, Германия, Италия), посещал лекции в ун-тах. Изучал нем.,
греч., лат. и др.-евр. языки, хорошо знал античных авторов и Отцов Ц. По
возвращении на родину неск. лет служил учителем у богатого помещика, в
основном в это время создал свои философско-поэтич. произв. («Сад божественных
песней»). С 1759 - учитель в Харьковском Коллегиуме. В 1765 из-за неортодоксальности
взглядов подвергается преследованиям, вынужден оставить службу и принять
до конца своих дней образ жизни странника, пользующегося гостеприимством
своих многочисл. друзей и почитателей. В этот период создал все свои прозаич.
филос. диалоги. Мистич. опыт диктует С. идею гносеологического дуализма:
познанию, скользящему по поверхности бытия, противостоит познание «в Боге».
В антропологии у С. соответственно двойст. оказывается и чел. природа:
за «внешней наружностью», «телом земляным» скрыто «тело духовное», «истинный
человек... один из всех нас и в каждом целый», тождественный Логосу-Христу.
Метафизич. воззрения С. порой приближаются к пантеизму («две натуры во
всем - божественная и телесная»). Этика, занимающая важное место в творчестве
С., направлена прежде всего на освобождение от лжи эмпирич. бытия и преображение
души, переход ее «от тленного мира в мир первородный». Основываясь на личном
мистич. опыте и символической интерпретации Библии, С. определенно испытал
и нек-рые внеш. филос. -влияния - прежде всего неоплатонизма (Филон, Отцы
Ц.) и нем. мистиков 16-17 вв.