СКОТОВОДСТВО - одна из форм хоз. деят-ности, основ. на содержании
и разведении домашних животных. Входит, наряду с птицеводством, собаководством,
кролиководством, пчеловодством, шелководством и др., в комплекс жив-ва.
Большинство специалистов связывают С. с содержанием стадных копыт. животных,
особенно круп. и мел. рогатого скота, с целью получения мяса и молока для
питания, шерсти и кожи для промыслов. С. вместе с земледелием входит в
комплекс производящего х-ва. Приручение копытных животных, в отличие от
одомашнивания первых доместицированных животных (свиньи и собаки), произошло
позднее и потребовало от человека больших усилий. Отделение С. от земледелия
и превращение его в ведущую отрасль х-ва произошло ок. 3 - 2 тыс. до н.
э. при сложении кочевничества, открывшего эпоху дальних миграций в степях
Евразии. Существует большое разнообразие классификаций С., его типов и
видов. В обобщенном виде выделяются формы: стационарная (пастушеская),
подвижная (отгонно-пастбищная и др.), полукочевая и кочевая. В стац. форме
С., как правило, подчинено земледелию. Для кочевого С. наиболее благоприятна
зона степей (цикличные перекочевки), пустынь (кочевание между колодцами),
гор. Кочевое С. предполагает быт с переносными жилищами, мясной и молочной
пищей, с приготовлением алкогольных напитков мол. происхождения, изготовлением
из шерсти войлочных и ковровых изделий, утвари из кожи и т. п. С. способно
обеспечить быстрый рост прибав. продукта, не случайно в ряде яз. совпадают
термины, обознач. скот и богатство. Занятие кочевым С. требует больших
площадей и невысокой плотности населения. В нек-рых видах С. уходом за
скотом занималось все население, но чаще скот пасли мужчины, а женщины
занимались доением и заботой о скоте.
С. у русских имело преимущественно стац. характер, будучи стойлово-пастбищным.
Крестьяне разводили коров, коз, овец. Лошадь в рус. деревне была тягловым
животным, крайне необходимым в крестьянском х-ве. О значении лошади можно
судить по ее многочисл. изображениям в декорат.-прикладном иск-ве и на
бытовых предметах. Пастух не был уважаемым лицом, поэтому скот пасли либо
подростки, либо крестьяне-аутсайдеры, принятые на период выпаса на содержание
общины. Наблюдение за поведением животных отразилось в нар. фенологии.
слав. язычество было богато разл. скотоводч. культами, частично отразившимися
в православии; так, покровителями скота были св. Флор и Лавр, а также Власий.
Этногенез рус. в период монг. нашествия проходил в обстановке навязывания
населению лесной зоны, пашенным земледельцам образа жизни, присущего скотоводам
(кочевого типа).