РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СКАЗАНИЯ ОБ ИКОНЕ ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ

СКАЗАНИЯ ОБ ИКОНЕ ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ

СКАЗАНИЯ ОБ ИКОНЕ ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ СКАЗАНИЯ ОБ ИКОНЕ ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ - цикл пам. 12-13 вв., посвященных ист. иконы Владимирской Богоматери. Икона визант. происхождения была вывезена Андреем Боголюбским из Вышгорода в Суздальскую землю в 1155 и стала гл. святыней княжества. Первые рассказы о чудесах иконы - «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г.» и «Слово вел. кн. Андрея о милости Божией» - вошли в состав «Сказания о чудесах иконы Богоматери», очевидно, в кон. 15 в. Чудеса 12 в. связаны с проявлением воли Богородицы, не пожелавшей, чтобы ее икона была привезена в Ростов, и избравшей Владимир местом своего пребывания. С ним связан рассказ о явлении Богородицы Андрею во сне, сохранившийся в летописи Боголюбского мон. 18 в. Сохранилась и икона, изображающая это событие. 26 авг. 1395 «Владимирская Богоматерь» была торжественно перенесена в Москву митр. Киприаном. В этот день Тимур повернул со своими войсками, немного не дойдя до столицы. В соответствии с традицией 12 в., приписывавшей военные победы помощи Богоматери, отход Тимура был связан с появлением иконы в Москве. Так говорится в «Повести о Темир-Аксаке», входившей в состав летописей и встречающейся в отд. списках. Она возникла не позднее 40-х гг. 15 в. и первонач., очевидно, была написана для летописного свода (по инициативе митр. Фотия в 1418 - 23, по мнению А.А. Шахматова). Не до конца ясно, какая редакция «Повести» является первоначальной. Находившаяся под влиянием более ранних лит. произв. «Повесть» сама оказала существенное воздействие на последующую лит-ру. В 16 в. создается «Сказание об иконе Богоматери Владимирской», в основу к-рого была положена «Повесть». В нем автор развивает прежние идеи о божественном покровительстве рус. гос-ва и особо выделяет идею визант. наследия, акцентируя внимание на том факте, что икона была перенесена в Киевскую Русь из Царьграда. «Сказание» сохранилось в составе «Степенной книги», Никоновской летописи и в отдельных списках 16-19 вв. Визант. икона Богоматери-Одигитрии, привезенная в Киев вместе с «Владимирской Богоматерью», попала в 14 в. в Польшу, где также стала национальной святыней (Ченстоховская Богоматерь).

Изд. и лит.: Ключевский В.О. Сказание о чудесах Владимирской Богоматери. СПб., 1878; Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770... // чтения в Об-ве истории и древностей российских. 1878. Кн. 1; Повесть о Темир-Аксаке // Памятники литературы Древней Руси, XIV - сер. XV в. М., 1981; Полн. собр. рус. летописей. М., 1965. Т. 2; Воронин Н.Н. Из истории русско-византийской борьбы XII в. //Визант. временник. М., 1965. Т. 26.