СКАЗАНИЯ ОБ ИКОНЕ ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ - цикл пам. 12-13 вв.,
посвященных ист. иконы Владимирской Богоматери. Икона визант. происхождения
была вывезена Андреем Боголюбским из Вышгорода в Суздальскую землю в 1155
и стала гл. святыней княжества. Первые рассказы о чудесах иконы - «Сказание
о победе над волжскими болгарами 1164 г.» и «Слово вел. кн. Андрея о милости
Божией» - вошли в состав «Сказания о чудесах иконы Богоматери», очевидно,
в кон. 15 в. Чудеса 12 в. связаны с проявлением воли Богородицы, не пожелавшей,
чтобы ее икона была привезена в Ростов, и избравшей Владимир местом своего
пребывания. С ним связан рассказ о явлении Богородицы Андрею во сне, сохранившийся
в летописи Боголюбского мон. 18 в. Сохранилась и икона, изображающая это
событие. 26 авг. 1395 «Владимирская Богоматерь» была торжественно перенесена
в Москву митр. Киприаном. В этот день Тимур повернул со своими войсками,
немного не дойдя до столицы. В соответствии с традицией 12 в., приписывавшей
военные победы помощи Богоматери, отход Тимура был связан с появлением
иконы в Москве. Так говорится в «Повести о Темир-Аксаке», входившей в состав
летописей и встречающейся в отд. списках. Она возникла не позднее 40-х
гг. 15 в. и первонач., очевидно, была написана для летописного свода (по
инициативе митр. Фотия в 1418 - 23, по мнению А.А. Шахматова). Не до конца
ясно, какая редакция «Повести» является первоначальной. Находившаяся под
влиянием более ранних лит. произв. «Повесть» сама оказала существенное
воздействие на последующую лит-ру. В 16 в. создается «Сказание об иконе
Богоматери Владимирской», в основу к-рого была положена «Повесть». В нем
автор развивает прежние идеи о божественном покровительстве рус. гос-ва
и особо выделяет идею визант. наследия, акцентируя внимание на том факте,
что икона была перенесена в Киевскую Русь из Царьграда. «Сказание» сохранилось
в составе «Степенной книги», Никоновской летописи и в отдельных списках
16-19 вв. Визант. икона Богоматери-Одигитрии, привезенная в Киев вместе
с «Владимирской Богоматерью», попала в 14 в. в Польшу, где также стала
национальной святыней (Ченстоховская Богоматерь).
Изд. и лит.: Ключевский В.О. Сказание о чудесах Владимирской
Богоматери. СПб., 1878; Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770...
// чтения в Об-ве истории и древностей российских. 1878. Кн. 1; Повесть
о Темир-Аксаке // Памятники литературы Древней Руси, XIV - сер. XV в. М.,
1981; Полн. собр. рус. летописей. М., 1965. Т. 2; Воронин Н.Н. Из истории
русско-византийской борьбы XII в. //Визант. временник. М., 1965. Т. 26.