РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

«СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ»

«СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ»

«СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ» «СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ» - пам. др.-рус. лит-ры, посвященный рассказу о трагической гибели двух мл. сыновей Владимира Святого - Бориса и Глеба. 24 июля Борис и 5 сент. Глеб были убиты своим старшим братом Святополком после смерти Владимира в том же 1015. В последовавшей затем войне победил Ярослав Мудрый. Очевидно, при нем была предпринята попытка канонизации братьев, сложилось их почитание в Вышгороде под Киевом, где Борис и Глеб были похоронены. В 1072 мощи братьев были торжественно перенесены в новую ц., построенную сыновьями Ярослава. С этого времени был установлен «новый праздник Русской земли» - память первых рус. нац. св. Бориса и Глеба. Их культ стал основным в Др. Руси. С ним была связана идея единства всей Руси, разделенной между многочисленными потомками Владимира Святого. После татаро-монг. нашествия Борис и Глеб становятся воинами-святыми, покровителями в бою. Их чудесное участие в битве описывается в «Житии Александра Невского» и в «Сказании о Мамаевом побоище».

В гр. многочисл. пам. Борисо-Глебского цикла «С.» - самое совершенное в лит. отношении произв. Борьба идей разрешается через образы гл. героев, столкновение к-рых достигает трагической высоты. Плачи, молитвы превращаются во внутренние монологи, в к-рых автор мастерски раскрывает все оттенки душевного состояния своих героев. Высокие худож. достоинства «С.» обусловили его неизменную популярность на протяжении всего др.-рус. периода. В отличие от др. пам. цикла, «С.» не редактировалось. Автор и время написания произв. неизвестны. Гипотеза об авторстве Иакова монаха была отвергнута. В науч. лит-ре «С.» часто называют Анонимным сказанием. В древнейшем списке (Успенский сб. 12-13 вв.) «С.» соединено со «Сказанием чюдес святого страстотерпцю...». Однако стилистики этих произв. слишком отличаются, чтобы их можно было приписать одному и тому же лицу. Скорее всего «С.» было написано непосредственно перед канонизацией (1072).

Из произведений Борисо-Глебского цикла наиболее близка к «С.» «Летописная повесть об убиении Бориса и Глеба» из «Повести Временных лет».

Изд. и лит.: Успенский сб. XII - XIII вв. М., 1971; Памятники литературы Древней Руси. XI - нач. XII в. М., 1978; Сказание о Борисе и Глебе. Факсим. воспроизв. повестей из Сильвестровского сборника. М., 1985; Лихачев Д. С. Некоторые особенности идеологии феодалов в литературе XI -XIII вв. //Труды Отд. др.-рус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры АН СССР. М.; Л.,1954.Т. 10.