РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СИНАГОГА

СИНАГОГА

СИНАГОГА СИНАГОГА (от греч. - собрание, калька с др.-евр. бет-кнесет - дом собрания) - еврейский молитв. дом.

С. возникла в 1 в. н. э. Основная функция С. - не только служить домом молитв. собраний, но и быть местом общинного суда и совместной учебы. Во всех европ. языках, включая идиш и русский, С. называлась «школой».

В С. непременно должны находиться свитки Торы, как необходимая принадлежность публич. богослужения. Свиток Торы находится в спец. кивоте, называемом арон-кодеш (священный кивот). В С. должно быть также возвышение для рецитации Торы - «бима» или «алмемар» (в «восточных» общинах - «тева»). Особенности конструкции С. зависят от общины и эпохи. Синагогальное здание, как правило, символич. ориентировано на Иерусалим. Память о том, в какую сторону уходили предки из Иудеи, до сих пор проявляет себя в том, что в большинстве синагог арон-кодеш или, как он называется в восточных общинах, «гейхал» (дворец) находится у вост. или зап. стены в зависимости от первонач. направления миграции. Например, в Баку ашкеназская С. и С. горских евреев расположены на двух соседних улицах, при этом первая ориентирована строго на восток, а вторая - на запад, при том что Иерусалим относительно Баку расположен на юго-западе. В традиц. ашкеназских С. бима расположена в центре зала, а сиденья по всему периметру, что делает С. зданием с преимуществ. центральной симметрией. В больших С. у европ. евреев есть также спец. помещение для женщин, женская галерея (иногда расположенная на хорах), откуда можно видеть богослужение в основном молельном зале. В небольших молитв. домах и в С. «восточных» общин помещение для женщин отсутствует, т. к. женщины там не появляются. В Вост. Европе создан особый тип ренессансных и барочных синагогальных построек: каменные, так называемые фортификационные, С. (16 - 18 вв.) и деревянные С. (17 - 18 вв.). Изнутри С., особенно деревянные, были покрыты полихромными росписями. В 19 в. синагогальная архитектура испытала влияние церк. архитектуры (преобладание осевой симметрии над центральной). В стр-ве С. часто использовался «мавританский» стиль. Влияние зап.-европ. реформизма сказалось в появлении хоральной С., в к-рой кроме молельного зала и женской галереи было специальное место для хора.