РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ СИМВОЛИЗМ (фр. symbolisme, от греч. - знак) - направление в европ. худож. культуре кон. 19 - нач. 20 в. Основано на идее выражения посредством многозначного и несводимого к определ. ряду понятий символа внутр. мира художника и находящихся за пределами чел. познания идей. С. возник в связи с общим кризисом социальных учений и традиц. гуманитарных идей, когда «не стало вечных ценностей, открывавших перспективы» (А. Белый). Противопоставляя свои идеи философии позитивизма и рационализма реалистич. иск-ву, С. опирался на мировосприятие неоромантиков. С. как определенное миропонимание и эстетич. направление сложился во Франции, заявив о себе в 1860 -70-е гг. в новаторской поэзии А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме и др. (ближайшим их предшественником был Ш. Бодлер). Исходные принципы С. были сформулированы И. Мореасом в его «Манифесте символизма» (1886). Особенности символист. мировосприятия и иск-ва в той или иной мере нашли отражение в творч. М. Метер-линка, Э. Верхарна, Г. Гофмансталя, P.M. Рильке и мн. др. зап.-европ. писателей. На философию и эстетику С. серьезное влияние оказали идеи А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше (особенно «Рождение трагедии из духа музыки» и «Так говорил Заратустра»), Р. Вагнера.

СИМВОЛИЗМ

Символизм. Автопортрет с сестрой. 1898. Худ. В.Э. Борисов-Мусатов

В рус. изобр. иск-ве (в отличие от лит-ры) С. не стал четко оформившимся направлением. Филос.-символич. осмыслением мира стало иск-во М. Врубеля, а также художников «Голубой розы» (П. Кузнецов, М. Сарьян, С. Судейкин и др.). Намеком, тонкой нюансировкой отношений предметов и фигур выражает эмоц.-символич. основу своих произв. В. Борисов-Мусатов. К волне рус. С. относятся нек-рые работы художников «Мира иск-ва» (Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих и др.), а также ранние произведения В. Кандинского, Г. Якулова, работы Н. Колмакова, К. Юона, К. Богаевского, М. Чюрлениса, К. Петрова-Водкина. В архитектуре к С. ближе всего напр. «сецессии» и «северного модерна»; крупнейшим мастером арх. С. был Ф.О. Шехтель.

В лит-ре реализму и натурализму символисты противопоставили принцип абс. свободы творчества художника, устремленного к идеальным, вневременным ценностям. Они исходили из того, что помимо реального, «земного» мира есть вечный мир дух. сущностей, высшей красоты и гармонии, уловить и отразить к-рый и призвано иск-во. Наиб. совершенные формы познания - музыка и поэзия (как своего рода «словесная музыка»), поэтич. средствами интуитивного постижения они сделали символы - знаковые образы, «взятые из природы и преобразованные в творчество» (А. Белый), наделенные сверхсмыслом, неисчерпаемой многозначностью. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (...) языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине» (Вяч. Иванов). Символ - это подразумеваемый подтекст и контекст невыразимых словами идей, понятий, образов. Особую значимость обретает не собственно семантика слова или выражения (сколько бы богатой оттенками она ни была), а та область «несказанного», к-рая за ними открывается: именно в ней заключена вся многомерность и глубина подразумеваемых смыслов. Идеальный, невидимый мир должен как бы «просвечивать», «мерцать» сквозь символы. И т. о. через символ должна устанавливаться мистическая связь с вечностью. Идею «двоемирия» символисты наследовали от романтиков, как и нек-рые др. важные черты (неприятие будничной действительности, культ возвышенной духовности, пристальное внимание к мировому культурному опыту, интерес к сфере бессознательного, к глубинным проявлениям души, эл-ты демонизма и т. д.). Личности художника-творца, причастного к «мирам иным», символисты придавали особенное значение: они считали его провидцем, магом, обладателем тайны. Сам процесс поэтич. творчества представлялся им неким священным наитием, почти религ. действом.

Основные черты поэтики символистов - богатство ассоциат. связей, игра смыслами, использование импрессионистских приемов, «туманность» языка, недосказанность, неясность образов (не случайно С. иногда называли «поэзией намеков»), стремление заворожить ритмом, музыкой стиха и т. д. Активное использование образов, насыщенных многозначным содержанием, позволило поэтам-символистам значительно расширить выразит. возможности лирики.

Рус. С. испытал разностороннее влияние зап. -европ., особенно в период своего зарождения и становления в 1890-е гг. Предвестием рус. С. стали выступления Н. Минского и Д. Мережковского, заявивших о необходимости «нового искусства», к-рое отвечало бы мировоззрению и настроению людей конца века. Программный характер носила кн. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), где главными свойствами будущего иск-ва были провозглашены «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». «В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, - утверждал Мережковский, - действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. (...) Слова только определяют, ограничивают мысль, а символы выражают безграничную сторону мысли». Попыткой реализовать новые принципы в поэзии стала его кн. «Символы» (1892). Однако первые опыты в области собств. символистской эстетики и поэтики принадлежали В. Брюсову: в 1894 - 95 он издал в 3-х выпусках сб. «Русские символисты» (большинство стихов было написано им самим), а также сб. «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»). Отчетливую символистскую ориентацию обрело в 1890-е гг. творчество Ф. Сологуба, К. Бальмонта, И. Коневского, к-рых, наряду с Н. Минским, Д. Мережковским и В. Брюсовым, принято называть «старшими» символистами.

Расцвет рус. С. связан с приходом в лит-ру А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского, Ю. Балтрушайтиса и др. выступавших в нач. 1900-х гг. С этого времени рус. С. становится одним из самых заметных течений в отечеств. культуре. Отличительные черты его: апология учения Вл. Соловьева о Вечно-Женственном начале мира и чаяния всемирной катастрофы, ведущей к преображению жизни (особенно явственно это проявилось в поэзии А. Блока, А. Белого и др.); представление о символистском иск-ве как «жизнетворчестве», как магической силе, способной созидать более совершенные формы бытия, гармонизировать действительность; связь с соц.-истор. реальностью, прорицание грядущих «невиданных перемен» (сказались потрясения 1900 - 10-х гг.); масштабность, философичность поэтич. мышления; живой интерес к фольклору, народным преданиям и мифам и т. д.

Существенную роль в развитии и распространении С. в России сыграли изд-ва «Скорпион», «Гриф», «Оры», «Мусагет», ж. «Весы», «Золотое руно».

Рус. С. исчерпал себя к сер. 1910-х гг., что было обусловлено идейными расхождениями его гл. представителей, кризисом символистских идей и бурными социальными событиями.

Образцы рус. символ. иск-ва имеют непреходящее значение и ценность; мн. из них относятся к вершинным достижениям культуры рубежа веков. Поэты-символисты явились реформаторами рус. поэзии, обогатив ее новым смысловым содержанием и новаторскими формами.