РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. - слог и ударение) - одна из разновидностей тонич. стихосложения, осн. на упорядоч. чередовании сильных и слабых мест в стихе; сильное место в С.-Т.С. равно одному слогу, слабое - одному или двум слогам, первые преимущ. ударны, вторые преимущ. безударны. Одноврем. упорядоченность слогового объема стиха и ударений в нем отражена в назв. данной системы стихосложения, называемой иногда «слогоударной». В С.-Т.С. выделяются две осн. группы размеров (метров): 2-сложные, в к-рых между ударными слогами (иктами) располагается по одному безуд. слогу (односложный межиктовый интервал) - хорей и ямб, а также 3-сложные, в к-рых межиктовый интервал 2-сложный - дактиль, амфибрахий и анапест. Назв. этих метров С.-Т.С. было заимствовано из антич. квантитативной метрики, в к-рой аналогич. обр. чередовались долг. и крат. слоги. В европ. поэзии С.-Т.С. формируется в 12 - 14 вв. как результат взаимодействия роман. силлабики и герман. тоники и окончательно утверждается реформами стихосложения к 15 в. в Англии и к нач. 17 в. в Германии. В России С.-Т.С. приходит на смену силлабике и получаст распространение с 30-х гг. 18 в.; ее утверждение связано с реформой Тредиаковского - Ломоносова, теоретически обосновавших и воплотивших в своей поэтич. практике этот тип тонич. стихосложения, называемый долгое время «метрико-тоническим», «силлабо-метрическим» или просто «тоническим». Совр. термин впервые использован Н. Надеждиным (1837) и утвердился в стиховедении с 10-х гг. 20 в. В 18- 19 вв. рус. теоретики стиха выделяли в С.-Т.С. группы слогов с одним сильным (ударным) и одним или двумя слабыми (безударными); эти группы единообразного строения назывались «стопами». Т. к. в рус. яз. коэффициент среднеакцентной языковой частоты приближается к трем, в 2-сложных С.-Т. размерах оказывались неизбежными пропуски метрич. ударений, а в 3-е ложных - дополнительные, «сверхсменные» ударения. Первонач. осознававшиеся как препятствия, к кон. 18 в. эти отступления от метра поэты начинают воспринимать как один из осн. способов придания стиху ритмич. разнообразия (в 18 - 19 вв. обычно говорили не о пропусках метрич. ударений и сверхсхемных ударениях, а о заменах стоп ямба и хорея стопами пиррихия и спондея и т. д.). В классич. рус. поэзии средний объем стиха - от 2 до 6 сильных мест (стоп); как правило, они были изометричны, т. е. соизмеримы по числу стоп (напр., 4-стопный ямб или 3-стопный амфибрахий либо стихи разного объема - напр., чередование 4- и 3-стопного амфибрахия). В нек-рых стихотворных жанрах (басне, послании, элегии, комедии и др.) использовались и нерегулярные чередования стихов разного объема - т. н. вольные стихи. Дополнительными способами придания ритмичности С.-Т. стиху было распределение словоразделов, варьирование анакруз и клаузул. Начиная с 40-х гг. 19 в. и до нач. 20 в. рус. силлабо-тоника характеризуется тенденцией расшатывания, ослабления строгости метра: первонач. в отд. жанрах, а затем и в оригин. стих. любых жанров и тем получают распространение логаэды, дольники, тактовики - размеры с переменными межиктовыми интервалами, переходные от силлабо-тоники к чистой тонике. Развитие С.-Т.С. в рус. поэзии отмечено расширением метрич. репертуара; если в 18 в. наблюдается почти полное господство ямба (преим. 4- и 6-стопного), менее распространен 4-стопный хорей, то с нач. 19 в. постепенно осваиваются 5-стопный ямб и 3-сложные размеры; в нач. 20 в. появляются длинные и сверхдлинные размеры (8-10-стопные 2-сложники и 7 -8-стопные 3-сложники), нетрадиционные сочетания разных размеров в пределах одного стихотв. текста (среди них - строчные логаэды), обращение поэтов к дольнику и акцентному стиху существенно снижает долю силлабо-тонич. размеров в метрич. репертуаре. В совр. поэзии силлабо-тонический стих широко употребителен и в процентном соотношении по-прежнему преобладает над чисто тонич. стихом и переходными от силлабо-тоники к тонике стихотв. размерами.