СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. - слог и ударение)
- одна из разновидностей тонич. стихосложения, осн. на упорядоч. чередовании
сильных и слабых мест в стихе; сильное место в С.-Т.С. равно одному слогу,
слабое - одному или двум слогам, первые преимущ. ударны, вторые преимущ.
безударны. Одноврем. упорядоченность слогового объема стиха и ударений
в нем отражена в назв. данной системы стихосложения, называемой иногда
«слогоударной». В С.-Т.С. выделяются две осн. группы размеров (метров):
2-сложные, в к-рых между ударными слогами (иктами) располагается по одному
безуд. слогу (односложный межиктовый интервал) - хорей и ямб, а также 3-сложные,
в к-рых межиктовый интервал 2-сложный - дактиль, амфибрахий и анапест.
Назв. этих метров С.-Т.С. было заимствовано из антич. квантитативной метрики,
в к-рой аналогич. обр. чередовались долг. и крат. слоги. В европ. поэзии
С.-Т.С. формируется в 12 - 14 вв. как результат взаимодействия роман. силлабики
и герман. тоники и окончательно утверждается реформами стихосложения к
15 в. в Англии и к нач. 17 в. в Германии. В России С.-Т.С. приходит на
смену силлабике и получаст распространение с 30-х гг. 18 в.; ее утверждение
связано с реформой Тредиаковского - Ломоносова, теоретически обосновавших
и воплотивших в своей поэтич. практике этот тип тонич. стихосложения, называемый
долгое время «метрико-тоническим», «силлабо-метрическим» или просто «тоническим».
Совр. термин впервые использован Н. Надеждиным (1837) и утвердился в стиховедении
с 10-х гг. 20 в. В 18- 19 вв. рус. теоретики стиха выделяли в С.-Т.С. группы
слогов с одним сильным (ударным) и одним или двумя слабыми (безударными);
эти группы единообразного строения назывались «стопами». Т. к. в рус. яз.
коэффициент среднеакцентной языковой частоты приближается к трем, в 2-сложных
С.-Т. размерах оказывались неизбежными пропуски метрич. ударений, а в 3-е
ложных - дополнительные, «сверхсменные» ударения. Первонач. осознававшиеся
как препятствия, к кон. 18 в. эти отступления от метра поэты начинают воспринимать
как один из осн. способов придания стиху ритмич. разнообразия (в 18 - 19
вв. обычно говорили не о пропусках метрич. ударений и сверхсхемных ударениях,
а о заменах стоп ямба и хорея стопами пиррихия и спондея и т. д.). В классич.
рус. поэзии средний объем стиха - от 2 до 6 сильных мест (стоп); как правило,
они были изометричны, т. е. соизмеримы по числу стоп (напр., 4-стопный
ямб или 3-стопный амфибрахий либо стихи разного объема - напр., чередование
4- и 3-стопного амфибрахия). В нек-рых стихотворных жанрах (басне, послании,
элегии, комедии и др.) использовались и нерегулярные чередования стихов
разного объема - т. н. вольные стихи. Дополнительными способами придания
ритмичности С.-Т. стиху было распределение словоразделов, варьирование
анакруз и клаузул. Начиная с 40-х гг. 19 в. и до нач. 20 в. рус. силлабо-тоника
характеризуется тенденцией расшатывания, ослабления строгости метра: первонач.
в отд. жанрах, а затем и в оригин. стих. любых жанров и тем получают распространение
логаэды, дольники, тактовики - размеры с переменными межиктовыми интервалами,
переходные от силлабо-тоники к чистой тонике. Развитие С.-Т.С. в рус. поэзии
отмечено расширением метрич. репертуара; если в 18 в. наблюдается почти
полное господство ямба (преим. 4- и 6-стопного), менее распространен 4-стопный
хорей, то с нач. 19 в. постепенно осваиваются 5-стопный ямб и 3-сложные
размеры; в нач. 20 в. появляются длинные и сверхдлинные размеры (8-10-стопные
2-сложники и 7 -8-стопные 3-сложники), нетрадиционные сочетания разных
размеров в пределах одного стихотв. текста (среди них - строчные логаэды),
обращение поэтов к дольнику и акцентному стиху существенно снижает долю
силлабо-тонич. размеров в метрич. репертуаре. В совр. поэзии силлабо-тонический
стих широко употребителен и в процентном соотношении по-прежнему преобладает
над чисто тонич. стихом и переходными от силлабо-тоники к тонике стихотв.
размерами.