СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. - слог) - стихосложение,
осн. на соизмеримости строк по числу слогов. Их фонетич. признаки (ударность-безударность,
долготакраткость и т. д.) не учитываются, и слоги в этой системе стихосложения
выступают как метрически равноправные. Размер определяется кол-вом слогов
в стихотв. строке: 4-сложник, 5-сложник и т. д. В длинных, многосложных
размерах (свыше 8 слогов), соизмеримость стихов в к-рых затруднена, обычно
используется цезура - постоянный словораздел, делящий стих на два полустишия
симметричной (5 + 5) или асимметричной (4 + 6) структуры. В сверхдлинных
стихах могут использоваться и две цезуры. Ритм силлабич. стиха т. о. определяют
словоразделы (цезуры и стихоразделы). Нередко в силлабике наряду с константным
для нее признаком (определенным кол-вом слогов) для облегчения восприятия
- подкрепления ритмич. ожидания конца стиха или полустишия - используются
эл-ты тоники или квантитативной метрики. Напр., определен. слоги (обычно
на границе стихов и полустиший) становятся обязательно ударными или долгими.
Этот дополнит. признак в ряде нац. лит-р использовался столь последовательно,
что определил как разновидности форм внутри С.С. в целом («С.С. с ударной
константой»), так и специфику ритма популярных силлабич. размеров в разных
нац. стихотв. традициях (ср., напр., итал. 11-сложник без цезуры, но с
обязательно ударными 10-м, 4-м и/или 6-м слогами и - соотв. - безударными
смежными с ними слогами и польск. цезурованный 11-сложник (5 + 6) с ударными
константами на 10-м и 4-м слогах, нередко в 16 в. упраздняемые использованием
на месте цезуры и стихораздела односложных слов). С.С. получило наиб. распространение
в яз. с нефонологичным ударением: франц., итал., польск. и др. (ударение
в них фиксировано и не несет смыслоразличит. функции), хотя значение силлабики
в истории становления и развития стиха более существенно и не ограничивается
степенью его распространения в поэзии нового и новейшего времени. Поскольку
деление слов на слоги - общий признак для всех яз., а фонетич. признаки
слогов претерпевали значит. изменения в историч. развитии европ. яз., изосиллабизм
как наиб. элементарный способ орг-ции стихотв. речи играл важную роль в
стихе всех народов. Гипотетич. индоевроп. стих был силлабич. (М.Л. Гаспаров).
Он сохранился в общеслав. силлабике (на рус. и укр. почве перейдя затем
в народное тонич. стихосложение, в сербохорват. 10-сложнике, чеш. и болг.
8-сложнике просуществовав до нашего времени). В романских яз. силлабич.
стих развился из античной квантитативной метрики вследствие утраты в лат.
яз. различий между долг. и крат. слогами. Наиб. попул. силлабич. размерами
были: франц. 10-сложник (4 + 6) и 12-сложник (6 + 6) (т. н. александрийский
стих), польск. 11-сложник (5 + 6) и 13-сложник (7+ 6), итал. 11-сложник.
В России, где нар. стих был тоническим, С.С. формируется в сер. 17 в. под
влиянием польской традиции, определившей во многом характер рус. силлабики
2-й пол. 17 в. - 1-й трети 18 в. Господствующими размерами в рус. С.С.
стали 11- и 13-сложник с жен. рифмами. Подвижность ударения в рус. яз.
препятствовала образованию предцезурной ударной константы, и окончание
предцезурного полустишия было свободным; фактор созвучия в рифме преобладал
над равноударностью каталектик, порождая иногда разноударные рифмы (себе
- небе; научится - родится). Освоение силлабики рус. поэзией принято связывать
с творч. Симеона Полоцкого, а утверждение С.С. - с его приездом в Москву
в 1664. Большинство поэтов-силлабиков ориентировалось в своей поэтич. практике
на его «Псалтирь рифмованную» (Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Мордарий
Хоников и др.). С.С. господствует в рус. стихе вплоть до 40-х гг. 18 в.,
достигнув наивысш. расцвета в поэзии А. Кантемира, разработавшего систему
ударных констант окончаний стихов и полустиший, расширяющую спектр ритмич.
вариаций традиц. силлабики за счет тех возможностей, к-рые предоставляло
подвижное силовое ударение рус. яз. После силлабо-тонич. реформы В. Тредиаковского
- М. Ломоносова С.С. быстро выходит из употребления. Более поздние единичные
образцы силлабич. стиха в рус. поэзии были связаны гл. обр. с практикой
пер. и остались на стадии эксперимента (С. Шервинский, О. Черемшанова,
Н. Гумилев).