РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СИКОРСКИЙ Иг. Ив.

СИКОРСКИЙ Иг. Ив.

СИКОРСКИЙ Иг. Ив. СИКОРСКИЙ Иг. Ив. (1889-1972) -ученый, конструктор самолетов и вертолетов. Род. в Киеве, в семье психиатра. Окончил в С.-Петербурге Морской Кадетский корпус (1906), вернулся в Киев. Поскольку во время рев-ции 1905 С. не имел возможности продолжить образование, уехал во Францию, где учился в технической школе. В 1907 возвратился в Россию, некоторое время учился в Киевском политех. ин-те, к-рый, впрочем, окончить не удалось. В 1909 построил первый в России вертолет; в 1910 им был сконструирован второй вертолет, однако, сознавая, что время вертолетов в России еще не пришло, С. занялся постройкой самолетов. Начиная с 1910, он сконструировал и построил неск. моделей самолетов (совместно с Ф. Былинкиным). На своем аппарате С-5 сдал экзамен на звание пилота и установил четыре всерос. рекорда. На самолете С-6 с двумя пассажирами на борту установил мировой рекорд скорости. На моск. воздухоплавательной выставке 1912 за свой самолет С-6А удостоился Большой зол. медали. С 1912 С. - гл. конструктор авиац. отд. Русско-балтийского вагон. завода. Самолеты С. побеждали на конкурсах военных аэропланов. В 1911 разработал концепцию многомоторного тяжелого самолета, к-рый мог бы выполнять функции пассажирского лайнера. Таким самолетом стал испытанный в 1913 биплан, названный вскоре «Русским витязем». В декабре 1913 совершил первые полеты «Илья Муромец» - модификация «Русского витязя». В 1914 на этом самолете был предпринят успешный перелет по маршруту Петербург - Киев и обратно. В годы 1-й мир. войны С. неоднократно выезжал на фронт, занимался разработкой тактики применения своих самолетов, вносил в их конструкции необходимые изменения. Одновременно С. начал разрабатывать истребители, в частности, им был создан самолет С-20, превосходивший по своим тактико-техническим характеристикам иностр. аналоги. После событий 1917 С. переехал во Францию, откуда в 1919 перебрался в США, где сначала не имел работы по специальности и преподавал в вечерней школе. В 1923 при поддержке С.В. Рахманинова создал фирму «Sikorsky Air Engineering», к-рая занималась постройкой легких самолетов. Всеобщее признание получил самолет S-38, являвший собой двухмоторную амфибию. Вскоре фирма С. вошла в состав американск. авиац. корпорации «United and Transport Corp.» Созданный С. 4-моторный самолет S-40 стал первым серийным пассажирским авиалайнером, использовавшимся на маршрутах большой протяженности. В конце 1930-х гг. С. занялся созданием вертолета. В 1939 его эксперим. модель была поднята самим конструктором. Вертолет S-47 стал единств. винтокрылым аппаратом стран антигитлеровской коалиции, использовавшимся во 2-й мир. войне. В дальнейшем С. продолжал разработку моделей вертолетов и занимался этим вплоть до своего ухода на пенсию в 1957. Впрочем, он остался советником собств. фирмы «Sikorsky Aircraft». За свою долгую жизнь С. создал 17 типов самолетов и 18 - вертолетов, внес весомый вклад в науку, способствовал популяризации рус. культуры.

СИКОРСКИЙ Иг. Ив.

И. И. Сикорский

Лит.: Катышев Г.И., Михеев В.Р. Крылья Сикорского. М., 1992.