РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ШВЕЙЦЕР Мих. Абр.

ШВЕЙЦЕР Мих. Абр.

ШВЕЙЦЕР Мих. Абр. ШВЕЙЦЕР Мих. Абр. (1920-2000) -кинорежиссер. Окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская С. Эйзенштейна) в 1943. Был ассистентом М. Ромма в ф. «Человек № 217» (1945). В 1-й пол. 1950-х гг. работал на к/ст «Ленфильм». В 1954 поставил там совм. с В. Венгеровым ф. «Кортик» (по пов. А. Рыбакова), а в 1955 Ш. снял свой первый самостоят. ф. «Чужая родня» (по пов. В. Тендрякова). В нем реж. показал совр. деревню с ее сложными проблемами, с тяжелым грузом прошлого, особенно ощутимым в неоднозначном характере героини ф., созданном Н. Мордюковой. Затем Ш. возвращается в Москву и работает на к/ст «Мосфильм». В 1957 он снимает ф. «Саша вступает в жизнь» - еще одну экранизацию пов. Тендрякова («Тугой узел») - снова о совр. деревне. В 1965 Ш. экранизировал ром. В. Катаева 1920-х гг. «Время, вперед!» А в 1968 реж. на те же 20-е гг. посмотрел сквозь сатирич. призму И. Ильфа и Евг. Петрова, перенеся на экран ром. «Золотой теленок». В нем были великолепные актерские достижения: С. Юрского (Бендер), Евг. Евстигнеева (Корейко), З. Гердта (Паниковский), Л. Куравлева (Балаганов) и др. В 1970-х гг. Ш. экранизировал рассказы А.Чехова: ф. «Карусель» (1970) и «Смешные люди!» (1977). Экранизируя лит. произв., Ш. никогда не вставал на путь добросовестного хрестоматийного «переноса» произв. прозы на экран. Его экранизации всегда отличались самобытностью, оригинальностью трактовок, ярко выраженным «авторским» реж. началом. Особенно это относится к двум экранизациям рус. классики, сделанным реж. в 1980-х гг. на Центр. телевидении: «Маленькие трагедии» (по А. Пушкину) и «Мертвые души» (по поэме Н. Гоголя). В 1987, через 20 лет после ф. «Воскресение», Ш. вновь обращается к Толстому и экранизирует пов. «Крейцерова соната». В творчестве Ш. сильны сатирич. и метафорич. краски. Они выявились, напр., в фильме-памфлете «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975, по сцен. Л. Леонова). Ф. представлял собой притчу о маленьком человеке, клерке, живущем в зап. мире и стремящемся убежать от мучительных противоречий жизни. В жанре сатирич. памфлета поставлен и ф. Ш. «Как живете, караси?» (1991) - о разветвленной сети КГБ. Этот ф. интересен тем, что реж. впервые после картин 1950-х гг. обращается к злобе дня, к совр. соц. вопросам. И здесь, как всегда у Ш., заняты выдающ. актеры: Евстегнеев, А. Калягин и др. Ставка на крупного актера (в др. его фильмах снимались В. Высоцкий, И. Смоктуновский, А. Демидова) - отличительная черта режиссуры Ш. Среди др. фильмов: «Путь славы» (1948, совм. с Б. Бунеевым и А. Рыбаковым), «Мичман Панин» (1960).

Лит.: Рыбак Л. Как рождались фильмы Михаила Швейцера. М., 1984.