ШВАРЦ Исаак Иос. (род. 1923) -композитор. В 1951 окончил Ленингр.
конс. В кино с 1959 (ф. «Наш корр.», реж. A.M. Граник). Написал музыку
б. чем к 60 ф. Кинокомп. Ш. отличает точное чувство функций музыки в драматургии
ф. в зависимости от конкретной ленты и индивид. манеры режиссера Ш. в равной
степени владеет лейтмотивной техникой, организующей муз. ряд в драматургию,
и умением создать заразит. «номер» - песню, к-рая может стать лирич. обобщением
сюжета в ф. В гибких и продуманных аранжировках комп. органично входит
в муз. ряд звучания симф., камерно-ансамблевых и эстрадных составов. Наиб.
плодотворным оказалось сотрудничество Ш. с реж. В.Я. Мотылем, в лентах
к-рого музыка акцентирует психол. характеристики персонажей, включ. в глобальные
ист. события, создавая достоверность и человечность в трактовке судеб героев
ф. («Женя, Женечка и «катюша», 1975). В ф. по мотивам классич. произв.
рус. лит-ры («Живой труп», 1969, реж. В.Я. Венгеров; «Братья Карамазовы»,
1969. реж. И.А. Пырьев) выразительность внутрикадровой музыки в бытовых
сценах создает ист. достоверность, фон, мотивирующий поступки и эмоц. реакции
героев. Среди др. ф. «Балтийское небо», 1961, реж. В.Я. Венгеров; «Дикая
собака Динго», 1962, реж. Ю.Ю. Карасик; «Семейное счастье», 1970. «Сто
дней после детства», 1975, оба - реж. С.А. Соловьев; «Дерсу Узала», 1976,
реж. А. Куросава; «Последняя жертва», 1976, реж. П.Е. Тодоровский; «Мелодии
белой ночи», 1977, реж. С.А. Соловьев; «Из жизни отдыхающих», 1981, реж.
Н.Н. Губенко; «Нас венчали не в церкви», 1983, реж. Б.В. Токарев и др.