ШТЕЛИН Якоб (1709-85) - иск-вед, академик. По окончании
Лейпцигского ун-та Ш. был приглашен в Петерб. АН адъюнктом красноречия
и поэзии, а также для сочинения проектов фейерверков; проработал в России
50 лет. В Акад. Ш. читал лекции по истории, лит-ре, риторике и критике
студентам г-зии и ун-та, участвовал в составлении каталога академич. б-ки
и нумизматич. кабинета Кунсткамеры, в 1765 - 69 привел в порядок архив
АН, руководил «Газетной экспедицией» и «Заморским книжным торгом». Много
лет (1735 - 37, 1748 - 60, 1783 - 85) редактировал «Санкт-Петерб. ведомости»,
сам писал большинство ст. для каждого номера. Наряду с просветит. деят-ностью,
Ш. выполнял и адм. функции: был советником Канц. АН (1757 - 63), ее конференц-секретарем
(1765 - 69), вел заграничную переписку Академии. В 1737 был назначен проф.
и действ. чл. Петерб. АН (1757 - 63). Был чл. многих иностр. академий и
науч. об-в. С 1765 Ш. участвовал в работе новоучрежденного Вольного экономич.
об-ва. В 1766 избран чл., а через два года - секретарем об-ва, в трудах
к-рого опубл. неск. переведенных им ст. об использовании природных ресурсов.
Ш. исполнял и придворные обязанности: был воспитателем вел. кн. Петра Федоровича
(1742 - 45) и его библиотекарем (1745-47, 1754-62). До наст. времени представляет
интерес лит.-ист. деят-ность Ш. В 1785 он издал на нем. яз. собранные им
в теч. 40 лет рассказы очевидцев о Петре I в кн. «Любопытные и достопамятные
сказания об императоре Петре Великом», к-рая была затем переведена на рус.
яз. и многократно переиздавалась в России и Зап. Европе. Ш. составил первое
подробное жизнеописание М.В. Ломоносова - «Черты и анекдоты для биографии
Ломоносова, взятые с его собств. слов Штелиным». Три работы он посвятил
ист. лит-ры в России. «Мемуары для истории изящных искусств в России, т.
е. поэзии, живописи, скульптуры и архитектуры» представляют собой крат.
очерк развития рус. поэзии с 1732 по 1762 и включают в себя рассказ о 13
рус. поэтах и переводчиках от А.Д. Кантемира до М.М. Хераскова, а также
о рук-ве Моск. ун-та в 1760 -70-е гг. В «Дополнении к известиям о поэзии
русских» он пишет о 9 поэтах - от В.К. Тредиаковского до Г.Р. Державина.
Работа «Авторы российского происхождения» была предназначена для ознакомления
Европы с достижениями рос. культуры. Муз. деят-ность Ш. началась в Москве
в 1742. Он сочинил либретто пролога к опере «Титово милосердие», руководил
репетициями оркестра, придумал костюмы для артистов. В этом спектакле,
как и неоднократно после, он исполнял в оркестре партию флейты. Ш. был
одним из сопред. петерб. муз. клуба, основанного в 1772. Ш. не только распространял
в России знания и сведения о Зап. Европе, но и знакомил Европу с достижениями
России в области культуры. В письмах к многочисл. корреспондентам, от Мадрида
до Пекина, он сообщал много сведений об иск-вах в России, к-рые публиковались,
в частности, в нем. журналах. Особое место в жизни Ш. занимали его многочисл.
обязанности и поручения в области художеств. С 1748 он возглавил «Собрание
АХ» (так назывались еженед. совещания по худож. вопросам в Академии наук
и художеств), в 1757 был назначен дир. АХ при АН и оставался на этом посту
до ее упразднения в 1768. В его ведении находились Гравировальная, Рисовальная,
Резная, Пунсонная и Фигурная палаты. Худож. деят-ность Ш. выходила далеко
за рамки АН. По поручению графа М.И. Воронцова он исполнил проект надгробного
памятника Ломоносову. С 1737 по 1785 ему поручалось составление проектов
и описаний фейерверков и иллюминаций. С 1757 указом Сената Ш. был фактич.
поставлен во главе медальерного дела в России: ему поручалась подготовка
мастеров, составление проектов для памятных медалей и надзор за качеством
их исполнения. По его рис. были исполнены сотни медалей, посвящ. событиям
царствования Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины П. В 1738 - 39 Ш.
сделал первые описания живописных коллекций Петергофа - картинных галерей
Монплезира, Марли и Эрмитажа, в сер. 1740-х гг. - описание коллекции скульптур
Летнего сада. В 1760-х гг. он описал Картинный зал и Картинный кабинет
в Б. Царкосельском дворце, составил перечни картин, поступивших в Эрмитаж
из Зап. Европы, а также всех значительных частных коллекций живописи в
СПб. и его пригородах. Но наиб. важным его деянием за полвека жизни в России
стало создание первой истории рус. иск-ва. Ш. оставил после себя записки
о живописи, скульптуре, архитектуре, истории АХ, гравировании, мозаике,
шпалерах, фейерверках и иллюминациях, медальерном иск-ве, т-ре, музыке,
балетах и танц. иск-ве, а также истории коллекционирования живописи в России.
Из одного этого перечня видно, что цель, к-рую поставил перед собой Ш.,
является беспримерной по масштабу и не имеет аналогий в истории европ.
искусствознания не только 18 в., но и предыдущих и последующих столетий.
Соч.: Музыка и балет в России 18века.Л., 1935.
Лит.: Малиновский К.В. Записки Якоба Штелина об изящных иск-вах
в России. М., 1990. Т. 1-2.