ШПИНЕЛЬ Иос. Аронович (1892-1980) - художник кино. Окончил ВХУТЕМАС,
где учился сначала на арх., а затем на графич. отделении. Работу в кино
начал в 1927 на Одесской студии Всеукраинского фотокиноуправления. Первый
ф. - «Сквозь слезы» (1928, рсж. Г. Гричер-Чериковер). Работал с реж. В.
Тасиным («Ночной извозчик», 1929), А. Довженко («Арсенал», 1929; «Иван»,
1932). Долгие годы работал с реж. Г. Рошалем («Две женщины», 1930; «Человек
из местечка», 1930; «Петербурская ночь», 1932; «Зори Парижа», 1937; «Семья
Оппенгейм», 1939; «Вольница», 1956; «Хождение по мукам», 1 -3-я сер., 1957
- 59). Ш. - создатель сложных, масштабных арх. комплексов. Сочетал в себе
талант худож. с опытом производственника. Удачно совмещал в декорациях
средства арх., живоп. и скульпт. выразительности, умело пользовался домакетками,
живописными фонами и пр. Самое значит. событие в творч. жизни Ш. - работа
с С. Эйзенштейном над ф. «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1-я
и 2-я сер., 1945; 1958). Ш. принадлежит большая заслуга в деле освоения
цвета в кино: цветной эпизод «Мышеловка» во 2-й сер. «Ивана Грозного»,
«Заговор обреченных» (1950, реж. М. Калатозов), «Великий воин Албании Скандербег»
(1953, реж. С. Юткевич). Совмещал работу в кино с занятиями книжной графикой,
живописью, сценографией. Преподавал во ВГИКе. Среди ф.: «Пышка» (1934),
«Гаврош» (1937), «Машенька» (1942), «Повесть о настоящем человеке» (1948)
и др.
И.А. Шпинель. Эскиз декорации к фильму «Иван Грозный»
Лит.: Тарасова-Красина Т. Иосиф Шпинель. М., 1979.