РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ШПАЛЕРА

ШПАЛЕРА

ШПАЛЕРА ШПАЛЕРА (нем. Spalier, от итал. Spalliera) - настенные безворсовые ковры с орнаментальной и фигурной композицией на религ., мифол., ист., бытовой сюжет с пейзажами («вердюры»), вытканные ручным способом на вертик. или горизонт. станах (соотв. различают 2 типа Ш. - готлис и баслис). Исполняются по картонам в размере ковра, заготовл. художником (напр., Рафаэль, П.П. Рубенс, Ф. Гойя). Рисунок создается цветными шерстяными нитями, иногда с добавлением шелковых и металлич. зол. и серебр., к-рые закрывают неокраш. основу из шерсти или льна. Изв. в Европе со ср. веков - наиб. древние относятся к рубежу 12 - 13 вв. Помещались в залах замков, церквах. Гл. центрами изготовления Ш. были Париж, Аррас, Турне, затем Брюссель. В сер. 17 в. во Франции появляются шпалерные мануфактуры, напр. мастерская гобеленов, в 1662 переданная в королевскую казну. В России привозные Ш. появляются в кон. 17 в. В СПб. при Петре I основывается придворная Шпалерная мануфактура (1717 - 1859). Первые мастера - французы (Ф. Бегаль и др.): Ш. «Полтавская баталия», исполн. в 1722 Бегаглем по картону Л. Каравака; первая из изв. работ с подписью рус. ученика - Ш. «Вирсавия у фонтана» (1727). Расцвет произ-ва Ш. - 2-я пол. 18 - нач. 19 в. Рус. Ш. эпохи классицизма сочетают декоративность с яркими индивид. характеристиками; появляются портреты с оригиналов (Портрет Екатерины II с оригинала П. Ротари, 1766), повторения картин («Владимир и Рогнеда», 1823, по картине А.П. Лосенко); мн. Ш. связываются с интерьером («Диана», «Сатурн» из Гурьевского гарнитура, куда входили шелковые обои, обивка и пр., 1805 - 06). В 30-е гг. 19 в. Шпалерная мануфактура переходит в осн. на выпуск ковров и окончательно прекращает свое существование в 1859. Осн. коллекции Ш. находятся в Эрмитаже, Рус. музее и музеях Моск. Кремля.

Лит.: Коршунова Т.Т., Ясинская И.М. Рус. шпалеры. Л., 1975.