РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ШОСТАКОВИЧ Дм. Дм.

ШОСТАКОВИЧ Дм. Дм.

ШОСТАКОВИЧ Дм. Дм. ШОСТАКОВИЧ Дм. Дм. (1906-75) -композитор, пианист, педагог. Первые уроки игры на фп. получил от матери - С.В. Шостакович, затем учился у А.А. Розановой. При поддержке А.К. Глазунова поступил в Петроградскую коне, в 1919 и окончил ее по кл. фп. Л.В. Николаева (1923) и композиции М.О. Штейнберга (1927). Концертировал как пианист, в 1927 получил диплом на Междунар. конкурсе пианистов в Варшаве. Был выдающимся исполнителем своих фортепианных произв. Дипломной работой по композиции стала 1-я симфония (1925), снискавшая 20-летнему композитору мировую славу. 2-ю симфонию «Октябрь» (1927, сл. А.И. Безыменского) и 3-ю симфонию «Первомайская» (1929, сл. С.И. Кирсанова) объединяют общность композиции (одночастная с заключительным хором) и близость концепций: обе отразили новую образность сов. массовых действ. С 1928 сотрудничает с В.Э. Мейерхольдом (музыка к постановке пьесы В.В. Маяковского «Клоп», 1929), много пишет музыки для спектаклей и к/ф. В этих сочинениях он пародирует и шаржирует классику (от И.С. Баха до Ж. Оффенбаха), здесь властвуют веселый сарказм и задорный юмор. В эти же годы он создает оперу «Нос» по повести Н.В. Гоголя (1928), балеты «Золотой век» (1930, либр. А.В. Ивановского) , «Болт» (1931, либр. В. Ф. Смирнова), «Светлый ручей» (1935).

В 30-е гг. появляются опера «Леди Макбет Мценского уезда» по очерку Н.С. Лескова (1932), к ней примыкает 4-я симфония (1936). Оба произв. потрясают масштабностью концепции и глубиной трагизма. Их можно расценить как вершины творчества Ш. и кульминации его внутренней свободы.

28 янв. 1936 в газете «Правда» была опубликована редакционная статья «Сумбур вместо музыки», 6 февраля - «Балетная фальшь»: грубый идеологический разгром оперы «Леди Макбет» и балета «Светлый ручей» оборвал творчество Ш. в области оперы и балета. Не дожидаясь повторных гонений, композитор отменил премьеру 4-й симфонии (1936). Плачевная судьба театр. произв. Ш. привела его к отказу от произв. для сцены. Муз. драмами стали его симфонии. С этого времени симфония становится гл. формой высказывания Ш. С премьерой 5-й симфонии (1937) началось восстановление обществ. статуса Ш. В ней он утверждает классич. драматургию жанра, к-рая поддержана и в 6-й симфонии (1939) с ее опорой на традиции венского классицизма. В 1938 создан 1-й струнный квартет, в 1940 - фортепианный квинтет, удостоенный Сталинской премии.

Во время войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, Ш. создает 7-ю симфонию («Ленинградскую», удостоенную Сталинской премии в 1942), исполненную в блокадном городе 8 авг. 1942 оркестром филармонии п/у К. Элиасберга. События войны послужили толчком и для 8-й симфонии (1943) - трагич. осмысления схватки между силами жизни и смерти. Обе симфонии были с энтузиазмом восприняты в странах антигитлеровской коалиции. Однако события войны не исчерпывают их содержания: мысль, лежащая в их основе, - универсальна, а конфликт - вездесущ.

Заслуги Ш. не оградили его от новых преследований: он стал гл. объектом кампании против «формализма» в иск-ве, ознаменованной постановлением ЦК ВКП(б) 10 февр. 1948 «Об опере "Великая Дружба" В. Мурадели». Смещенный с профессорского поста, Ш. ради заработка пишет киномузыку. Отказавшись на сей раз от написания симфоний, он создает идеологически безупречные и оптимистично звучащие ораторию «Песнь о лесах» (1949, Сталинская премия 1950), кантату «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952) - обе на стихи Е.А. Долматовского. Параллельно пишет трагический вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто, тенора и фп. (1948, исполнен в 1955), 4-й квартет (1949), Концерт для скрипки с оркестром (1948) - произв., остававшиеся неисполненными до смерти Сталина. В 1951 написаны 24 Прелюдии и фуги для фп. - первый большой полифонич. цикл в отечеств. музыке. В 1953 Ш. создает 10-ю симфонию (1953), ставшую итогом его симфонич. творчества; в ней появляется звуковая криптограмма Ш. - d-es-c-h, к-рая вводит в сложный и многосторонний содержат. контекст симфонии автобиографич. «сюжет». Этот же мотив стал заглавным в 8-м квартете (1960), муз. «автобиографии» композитора, сопоставленный там с цитатой из рев. песни «Замучен тяжелой неволей».

11-я симфония «1905 год» (1957, Ленинская премия 1958) имеет сюжет из отечеств. истории в качестве программы и темы рус. рев. песен в качестве мат-ла; ей предшествовали «Десять поэм» для хора на стихи рев. поэтов (1951, Сталинская премия 1952). 12-й симфонией «1917 год» Ш. воплотил давний замысел посвящения Ленину. Однако время ее создания - непосредственно после событий в Венгрии 1956 - позволяет угадывать и иные прообразы программы симфонии. Перелом от программной симфонии к симфонии с текстом произошел в 1962 с созданием 13-й симфонии для баса, мужского хора и оркестра - произв., по словам Ш. , «о гражданской нравственности», написанного на публицистич. стихи Е.А. Евтушенко. Кантата «Казнь Степана Разина» (1964, на стихи Евтушенко) стала кульминацией воплощения эпического начала в творчестве композитора.

ШОСТАКОВИЧ Дм. Дм.

Д. Д. Шостакович

Стихия юмора, сатиры, карикатуры отражена Ш. в его оперетте «Москва, Черемушки» (1959), Пяти романсах («Сатиры») на стихи Саши Черного (с подзаголовком «Картинки прошлого», I960), «Пяти юморесках на тексты из журнала "Крокодил"» (1966). Ок. 1960 (а возможно, ок. 1948) была написана и спрятана до более позднего времени кантата для голоса с фп. «Раек» (на сл. Л.Н. Лебединского), в к-рой сатирич. отображены идеологич. коллизии и горести, выпавшие в связи с ними на долю Ш. Накануне своего 60-летия Ш. подводит саркастический итог своей творческой жизни в новом шаржирующем, трагико-ироническом опусе под названием «Предисловие к полному собранию моих сочинений и размышление по поводу этого предисловия, для баса и фортепиано, слова и музыка Д. Шостаковича» (1966).

Две последние симфонии можно назвать «симфониями прощания и оплакивания» - в них главенствует тема смерти художника и бессмертия «союза любимцев вечных муз». В 14-й симфонии (1969) для сопрано, баса и струнного оркестра, к-рая представляет собой вокально-симфонич. цикл из 11 частей на стихи Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, P.M. Рильке, В. Кюхельбекера, суммируются особенности письма, выработанные Ш. в камерно-вокальном, камерно-инструментальном и симфонич. жанрах. 15-я симфония (1971) замыкает круг развития этого жанра у Ш., объединяя черты центрального и позднего периодов его творчества. Итог работы Ш. в кино подводит трагедийная музыка к фильмам Г. Козинцева «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971). Среди поздних произв. главенствующее положение занимают камерные инструмент. и вокальные жанры: параллельно с 9-м (1964) - 15-м (1974) квартетами, Сонатой для скрипки ифп. (1968) и Сонатой для альта и фп. (1975) созданы 7 романсов на слова А.А. Блока для голоса, скрипки, виолончели и фп. (1967), Шесть стихотворений Марины Цветаевой для голоса и фп. (1973), Сюита на стихи Микеланджело Буонаротти для баса и фп. (1974) и Четыре стихотворения капитана Лебядкина для голоса и фп. (сл. Ф.М. Достоевского; 1975). Всем им присущ исповедальный субъективный трагический тон.

Универсальное по охвату жанров и тем наследие Ш. демонстрирует изменчивость его отношений с муз. прошлым и с современным ему культурным контекстом, с об-вом и идеологией, с самим собой и меняющимся миром. Молодой музыкант, воспитанный в русле школы Н.А. Римского-Корсакова, жил атмосферой 1920-х гг. - «Золотого века авангарда»; его кумирами были И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит, А. Берг, Б. Барток, а интонационной почвой - музыка совр. быта и озорно пародируемые классич. традиции. Становление Ш. приводит к созданию «Леди Макбет Мценского уезда», произв., возвестившему и новый этап в истории оперы, и наступление зрелости автора, обратившегося к традициям рус. оперной классики и европ. симфонизму в лице Г. Малера. Другая вершина зрелого этапа - 4-я симфония - свидетельствует об интенсивном усвоении опыта Малера и экспрессионистской стилистики. Последовавшие за ней, более логически рассчитанные, классичные 5 - 10-я симфонии выстраивают ретроспективу к Бетховену и Чайковскому. Впрочем, малеровский характер обращения к трагикомическому, к мрачному гротеску и «банальному» тематизму актуален для всего творчества Ш. Иные отголоски малеровского мира присутствуют в поздних камерных сочинениях - произв. под знаком темы смерти и прощания.

В арсенале композиторских приемов Ш. одно из важных мест принадлежит технике «чужого слова» (он использует цитаты, намеки и аллюзии в диапазоне от «Бориса Годунова» в «Леди Макбет» до Россини и Вагнера в последней симфонии или Бетховена в Альтовой сонате), ставшей для него средством иносказания в условиях жестокой идеологической цензуры.

Имя Ш. окружено особым ореолом. Он был властителем дум и совестью поколений, живших при сталинизме. Его музыка в опосредованной форме отображает духовную жизнь рус. интеллигенции в 20 в.

Влияние Ш. испытали на себе практически все его современники-композиторы, а в особенности - его ученики. В 1937 - 41 Ш. преподавал в Ленинградской, в 1943 - 48 в Моск. консерваториях (с 1939 - проф.). Среди учеников - Р. Бунин, А. Гаджиев, Г. Галынин, О. Евлахов, К. Караев, Ю. Левитин, Г. Свиридов, В. Флейшман, Г. Уствольская, К. Хачатурян, Б. Чайковский. В 60-е гг. Ш. вновь преподает в аспирантуре Ленинградской конс. У него учились Г. Белов, В. Биберган, А. Мнацаканян, В. Наговицын, Г. Окунев, Б. Тищенко, В. Успенский и др. Нар. арт. СССР (1954). Герой соц. труда (1966). Д-р иск-ведения (1965). Лауреат Ленинской премии (1958), Гос. премии СССР (1942, 1946, 1950, 1952, 1968). Обладатель почетных званий муз. академий, консерваторий, академий наук и сообществ многих стран Европы и Америки.

Лит.: Орлов Г. А. Симфонии Д.Д. Шостаковича. Л., 1961; Сабинина М. Д. Шостакович-симфонист: драматургия, эстетика, стиль. М., 1976; Д.Д. Шостакович о времени и о себе / Сост. А.А. Яковлев. М., 1980; Хенто-в а С. М. Шостакович. Жизнь и творчество: В 2-х тт. Л., 1982; Шостакович между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи / Сост. Л.Г. Ковнацкая. СПб., 2000.