РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ШОЛОХОВ Мих. Ал-др.

ШОЛОХОВ Мих. Ал-др.

ШОЛОХОВ Мих. Ал-др. ШОЛОХОВ Мих. Ал-др. (1905-84) -прозаик. Род. на хуторе Кружилином станицы Вешенская. Учился в церк.-приходской школе и в г-зии в Москве. Участник гражд. войны, был бойцом отряда ЧОН - частей особого назначения. В 1922 приехал в Москву, чтобы поступить на рабфак и подготовиться к экзаменам в ун-т, однако не был принят из-за отсутствия рабочего стажа. В 1926 выходят кн. Ш. «Донские рассказы», «Лазоревая степь», посвященные гражд. войне, острым классовым схваткам «смертных врагов». В 1928 публикуется первая кн. эпопеи Ш. «Тихий Дон», самого значительного произв. писателя, над к-рым он будет работать до 1940. Воссоздав широкую драм. панораму жизни Донского края, отечества в эпоху социальных потрясений и войн, писатель сосредоточивает внимание на судьбе, исканиях, колебаниях, поиске правды Григория Мелехова, «казацкого Гамлета». В 1932 Ш. пишет первую книгу романа-отклика на коллективизацию «Поднятая целина» (вторая кн. создана в 1950 - 60), отмеченного мастерством в изображении картин нар. жизни, характеров гл. действующих лиц, сплавом трагич. событий и комедийных происшествий. Вместе с тем заданная с первых страниц жесткая схема антагонистич. противостояния сторонников повального обобществления крест. хозяйства, ликвидации кулачества как класса и их противников препятствовала раскрытию глубины, драматизма происходивших событий. В годы Вел. Отеч. войны Ш. создает серию очерков и рассказов, первые главы незавершенного ром. «Они сражались за Родину» (публ. с 1943).

ШОЛОХОВ Мих. Ал-др.

М.А. Шолохов

К воен. теме Ш. обратился также в рассказе «Судьба человека» (1960). Многие произв. III. экранизированы, поставлены на театр. сцене. Противоречива послевоен. публицистика Ш., его выступления на 2-м съезде писателей СССР (1954), 23-м съезде КПСС (1966): забота о судьбе отечеств. лит-ры соединена в них с грубыми, бестактными выпадами в адрес писателей (А.А. Фадеева, К.М. Симонова), с полит. обвинениями.