РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич ШНИТКЕ Альфред Гарриевич (1934-98) - композитор, педагог. Окончил Моск. конс. (1958) и аспирантуру (1961) у Е.К. Голубева. В 1961-72 преподавал в Моск. конс. Ш. - один из лидеров муз. авангарда. К восприятию новых средств музыки 20 в. был подготовлен еще в консерваторский период в таких сочинениях, как оратория «Нагасаки» (1958), 1-й фп. концерт (1960). Во втором, «экспрессионистском» периоде творчества (1963 - 72) сформировался полистилистический композиторский метод Ш. , основанный на синтезе додекафонии А.Шенберга, сериализме, алеаторике, сонорной драматургии и системе стилевых адаптации в диапазоне от жанровых моделей позднего барокко до джаза и эстрадных шлягеров (1-я скрипичная соната, 1963 - додекафония, тема BACH, румба). В соч. этого периода сложился остроконфликтный муз. яз., обусловленный идеей показа тотального кризиса совр. мира. Таков 2-й скрипичный концерт (1966) - экспрессионистская драма с гротескной картиной натиска темных сил, трагической антитезой человека и об-ва и впервые обозначившимся приходом к религиозному постулату (протестантский хорал) как спасительной основе мира. 2-я соната для скрипки и фп. (Quasi una sonata, 1968) с картиной трагического конца полностью разрушенного мира и «тонущей», подавленной этим катаклизмом темой BACH. Сопоставимые мотивы отражены и в 1-й симфонии (1972).

С нач. 70-х гг. интенсивно складывается религиозная философская концепция Ш. в сочетании с непосредственным обращением к литургическим жанрам и формам: Гимны божественному творению мира (на знаменном распеве, 1974 - 79), 2-я симфония St. Florian (1979) с полным воспроизведением ритуала католической мессы, 2-й квартет (1980) с использованием др.-рус. демественного пения, 4-я симфония (1980), воссоздающая канонические формы православного, католического и протестантского богослужения. Наиболее близка Ш. духовная культура позднего барокко, от к-рой ведут происхождение и формы христианской символики - хорала, превращаемого в «знаковую» категорию «хоральности», широко применяемой в концертных жанрах (2-й и 3-й скрипичные концерты).

Лит.: Холопова В. Н., Чигарева Е.Н. А.Г. Шнитке. М., 1990; Беседы с Шнитке. Сборник статей. М., 1994.