ШЛЕТ (до 1914 - Шпетт) Густав Густавович (1879-1937) -
философ, иссл. феноменологии Э. Гуссерля и филос.-ист. концепции Г. Гегеля.
В 1906 окончил филос. отд. ун-та Св. Владимира, в 1907 переехал в Москву
и преподавал в Моск. психол. ин-те, Моск. ун-те и др. уч. заведениях. В
1910-13 продолжил обучение в Англии, Франции и Германии, был непосредств.
учеником Гуссерля. Ранние работы Ш. «Явление и смысл» (1914), «Философское
наследие П.Д. Юркевича» (1915), «История как предмет логики» (1916) находятся
в русле традиц. феноменологии. Познание рассматривается Ш. как понимание
чистой сущности явлении природы и культуры с помощью их интерпретации (логика
содержания). Ключевым произв. для понимания филос. эволюции Ш. является
ст. «Сознание и его собственник» (1916), в к-рой сознание рассматривается
как единство переживания деятельной активности, включенной в мировое целое.
Соотнесение познания и сознания с разумной мотивацией, ответственностью
и свободой сближает взгляды Ш. с философией С. Франка, Н. Бердяева, М.
Бахтина. Философия выступает как теория конкретного уразумения мира, его
принятия и вхождения в него. Отсюда представление о бытии как о форме -
единстве планов смысла и его выражения. Дальнейшее развитие идеи Ш. получили
в кн. «Внутр. форма слова» (1927) и «Введение в этнич. психологию» (1927),
представляющих собой раздел до сих пор полностью не опубл. работы «Герменевтика
и ее проблемы». В творчестве Ш. были поставлены проблемы, лишь отчасти
осмысл. затем европ. филос. герменевтикой. Фактически речь шла о чрезвычайно
плодотворном направлении филос. анализа, альтернативном как семиотике,
так и структуралистской семиологии. Необходимость глубокого синтеза семиотич.
и германевтич. подходов в философии познания, культуры и личности, осуществл.
Ш., остро осознается в последнее время. Ш. был организатором и участником
Моск. лингв. кружка, чл. худсовета MXAT, дир. Ин-та науч. философии, организатором
и руководителем кабинета этнич. психологии Моск. ун-та, фактически руководителем
Рос. (с 1925 - Гос.) Акад. худож. наук, проректором Акад. высшего худож.
мастерства. В 20-е гг. был отстранен от преподавания как «идеалист» и «реакционер»,
дважды отказался эмигрировать. С 1930 занимался переводами У. Шекспира,
Дж. Байрона, Ч. Диккенса в изд-ве «Academia». В марте 1935 арестован и
сослан в Енисейск, а затем в Томск. 27 окт. 1937 вторично арестован и расстрелян.
Реабилитирован в 1956.