РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ШЛЕТ

ШЛЕТ

ШЛЕТ ШЛЕТ (до 1914 - Шпетт) Густав Густавович (1879-1937) - философ, иссл. феноменологии Э. Гуссерля и филос.-ист. концепции Г. Гегеля. В 1906 окончил филос. отд. ун-та Св. Владимира, в 1907 переехал в Москву и преподавал в Моск. психол. ин-те, Моск. ун-те и др. уч. заведениях. В 1910-13 продолжил обучение в Англии, Франции и Германии, был непосредств. учеником Гуссерля. Ранние работы Ш. «Явление и смысл» (1914), «Философское наследие П.Д. Юркевича» (1915), «История как предмет логики» (1916) находятся в русле традиц. феноменологии. Познание рассматривается Ш. как понимание чистой сущности явлении природы и культуры с помощью их интерпретации (логика содержания). Ключевым произв. для понимания филос. эволюции Ш. является ст. «Сознание и его собственник» (1916), в к-рой сознание рассматривается как единство переживания деятельной активности, включенной в мировое целое. Соотнесение познания и сознания с разумной мотивацией, ответственностью и свободой сближает взгляды Ш. с философией С. Франка, Н. Бердяева, М. Бахтина. Философия выступает как теория конкретного уразумения мира, его принятия и вхождения в него. Отсюда представление о бытии как о форме - единстве планов смысла и его выражения. Дальнейшее развитие идеи Ш. получили в кн. «Внутр. форма слова» (1927) и «Введение в этнич. психологию» (1927), представляющих собой раздел до сих пор полностью не опубл. работы «Герменевтика и ее проблемы». В творчестве Ш. были поставлены проблемы, лишь отчасти осмысл. затем европ. филос. герменевтикой. Фактически речь шла о чрезвычайно плодотворном направлении филос. анализа, альтернативном как семиотике, так и структуралистской семиологии. Необходимость глубокого синтеза семиотич. и германевтич. подходов в философии познания, культуры и личности, осуществл. Ш., остро осознается в последнее время. Ш. был организатором и участником Моск. лингв. кружка, чл. худсовета MXAT, дир. Ин-та науч. философии, организатором и руководителем кабинета этнич. психологии Моск. ун-та, фактически руководителем Рос. (с 1925 - Гос.) Акад. худож. наук, проректором Акад. высшего худож. мастерства. В 20-е гг. был отстранен от преподавания как «идеалист» и «реакционер», дважды отказался эмигрировать. С 1930 занимался переводами У. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса в изд-ве «Academia». В марте 1935 арестован и сослан в Енисейск, а затем в Томск. 27 окт. 1937 вторично арестован и расстрелян. Реабилитирован в 1956.