РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ШКЛОВСКИЙ Викт. Бор.

ШКЛОВСКИЙ Викт. Бор.

ШКЛОВСКИЙ Викт. Бор. ШКЛОВСКИЙ Викт. Бор.

(1893-1984) - прозаик, лит.-вед, критик.

Род. в Пб., в семье учителя. После окончания г-зии три года (1912 - 14)

учился на филол. ф-те Петерб. ун-та и одновр. в Худ. школе Шервуда, где

занимался скульптурой. В годы 1-й мир. войны был призван в армию, служил

унтер-офицером броневых войск. Печататься начал с 1908 в ж. «Весы». Первые

кн. («Свинцовый жребий», «Воскрешение слова») - 1914. Был близок к футуристам;

ранние теоретич. работы Ш. о лит-ре опирались на творчество В. Хлебникова,

В. Маяковского, А. Крученых, с чем связан интерес Ш. к «самовитому», «выдвинутому»

и обновленному слову, к специфике поэтич. речи. Ш. - активный участник

ОПОЯЗа (1916-19). Подобно др. филологам этой гр., рассматривал словесное

иск-во гл. обр. как конструкцию, устанавливал сумму приемов, с помощью

к-рых строятся анализируемые произв., принципы сцепления образов. С 1919

Ш. переходит к теории прозы (сб. «О теории прозы», 1925). Ш. - один из

зачинателей и теоретиков формальной школы в лит.-ведении. Ему принадлежит

теория «остранения»: слово в худож. произв., по Ш., вырывается из привычных

штампов, сочетаний, обнажая свою внутр. форму, обретая первонач. образно-конкретный

смысл; слово в иск-ве воплощает мир, как бы увиденный и рожденный впервые.

Теоретич. высказывания Ш. звучат в его работах тоже «остраненно» - полемически

и парадоксально-афористически. В 30-е гг. Ш. осознал ограниченность формальной

школы, начал рассматривать лит-ру не только как средство обновления жизни

остраненным словом, но и как способ познания действительности (новая позиция

Ш. обоснована в ст. «Памятник научной ошибке», 1930). Ш. обогащает свои

иссл. изучением связи эл-тов формы с характерным мышлением времени. Этот

метод - в итоговых кн. Ш.: «Худож. проза. Размышления и разборы»

(1959, 1961), «Повести о прозе» (т. 1-2, 1966), «Тетива. О несходстве сходного»

(1970). Ш. много выступал и как критик совр. лит-ры (в сер. 20-х гг. его

работа была связана с ЛЕФом), писал о Е. Замятине и А. Белом, А. Ахматовой

и В. Маяковском, М. Горьком и Ф. Сологубе, А. Толстом и Б. Пильняке, К.

Федине, И. Бабеле, В. Катаеве, М. Булгакове и мн. др., его рассуждения

о лит. истоках по форме часто фельетонны или граничат с пародией; совр.

писателя Ш. никогда не рассматривал отдельно, видел его в русле опред.

тенденций, линии развития (см. «Дневник», 1939). Ш. - беллетрист. В основе

его мемуарных, эпистолярных лирич. кн.: «Сентиментальное путешествие» (ч.

1-2, 1923), «Третья фабрика» (1926), «Zoo». Письма не о любви, или Третья

Элоиза» (1923), «Гамбургский счет» (1928), «Жили-были» (1962) и др. - лежит

автобиогр. принцип. В док., ист.-худ. пов.: «Матвей Комаров, житель города

Москвы» (1929), «Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове»

(1930), «Марко Поло» (1936), «Капитан Федотов» (1936) - о художнике Федотове

и др. - отразился интерес к истории. Особое место в творчестве Ш. занимают

работы о рус. классиках, прежде всего многочисл. тр. о жизни и творчестве

Л. Толстого («Материал и стиль в романе Льва Толстого "Война и мир"», 1928;

«Лев Толстой», 1963 и 1967). В кино с 1923: издал в Берлине кн. «Лит-pa

и кинематограф». В дальнейшем, будучи участником сб. «Поэтика кино» (1927),

Ш. стремился сделать формальный метод достоянием науки о кино. Был тесно

связан с практич. работой киностудий - моск., ленингр., груз. Постоянно

выступал как кинокритик. Особую ценность имел его анализ реж. концепций

монтажного кино. Среди обширного сценарного наследия Ш. выделяются прежде

всего сценарии 20-х гг., связ. с поиском новых сюжетных форм. В сценариях

Ш. охотно обращался к остросовр. мат-лу («Дом на Трубной», «Третья Мещанская»,

«Ухабы», «Турксиб»), много экспериментировал с экранизацией («Ледяной дом»,

«Капитанская дочка», «Казаки», «По закону», «Овод», «Мертвыйдом»). III

был сценаристом лучших фильмов А. Роома, исследовавшего частную жизнь человека

в эпоху крутой соц. ломки («Бухта смерти», совм. с Б. Леонидовым, 1926;

«Предатель», совм. с Л. Никулиным, 1926; «Третья Мещанская», совм. с Роомом,

1927; «Ухабы», совм. с Роомом, 1927), наиболее известных лент Ю. Тарича

(«Крылья холопа», совм. с К. Шильдкретом, 1926; «Капитанская дочка», 1928).