РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
(1893-1984) - прозаик, лит.-вед, критик.
Род. в Пб., в семье учителя. После окончания г-зии три года (1912 - 14)
учился на филол. ф-те Петерб. ун-та и одновр. в Худ. школе Шервуда, где
занимался скульптурой. В годы 1-й мир. войны был призван в армию, служил
унтер-офицером броневых войск. Печататься начал с 1908 в ж. «Весы». Первые
кн. («Свинцовый жребий», «Воскрешение слова») - 1914. Был близок к футуристам;
ранние теоретич. работы Ш. о лит-ре опирались на творчество В. Хлебникова,
В. Маяковского, А. Крученых, с чем связан интерес Ш. к «самовитому», «выдвинутому»
и обновленному слову, к специфике поэтич. речи. Ш. - активный участник
ОПОЯЗа (1916-19). Подобно др. филологам этой гр., рассматривал словесное
иск-во гл. обр. как конструкцию, устанавливал сумму приемов, с помощью
к-рых строятся анализируемые произв., принципы сцепления образов. С 1919
Ш. переходит к теории прозы (сб. «О теории прозы», 1925). Ш. - один из
зачинателей и теоретиков формальной школы в лит.-ведении. Ему принадлежит
теория «остранения»: слово в худож. произв., по Ш., вырывается из привычных
штампов, сочетаний, обнажая свою внутр. форму, обретая первонач. образно-конкретный
смысл; слово в иск-ве воплощает мир, как бы увиденный и рожденный впервые.
Теоретич. высказывания Ш. звучат в его работах тоже «остраненно» - полемически
и парадоксально-афористически. В 30-е гг. Ш. осознал ограниченность формальной
школы, начал рассматривать лит-ру не только как средство обновления жизни
остраненным словом, но и как способ познания действительности (новая позиция
Ш. обоснована в ст. «Памятник научной ошибке», 1930). Ш. обогащает свои
иссл. изучением связи эл-тов формы с характерным мышлением времени. Этот
метод - в итоговых кн. Ш.: «Худож. проза. Размышления и разборы»
(1959, 1961), «Повести о прозе» (т. 1-2, 1966), «Тетива. О несходстве сходного»
(1970). Ш. много выступал и как критик совр. лит-ры (в сер. 20-х гг. его
работа была связана с ЛЕФом), писал о Е. Замятине и А. Белом, А. Ахматовой
и В. Маяковском, М. Горьком и Ф. Сологубе, А. Толстом и Б. Пильняке, К.
Федине, И. Бабеле, В. Катаеве, М. Булгакове и мн. др., его рассуждения
о лит. истоках по форме часто фельетонны или граничат с пародией; совр.
писателя Ш. никогда не рассматривал отдельно, видел его в русле опред.
тенденций, линии развития (см. «Дневник», 1939). Ш. - беллетрист. В основе
его мемуарных, эпистолярных лирич. кн.: «Сентиментальное путешествие» (ч.
1-2, 1923), «Третья фабрика» (1926), «Zoo». Письма не о любви, или Третья
Элоиза» (1923), «Гамбургский счет» (1928), «Жили-были» (1962) и др. - лежит
автобиогр. принцип. В док., ист.-худ. пов.: «Матвей Комаров, житель города
Москвы» (1929), «Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове»
(1930), «Марко Поло» (1936), «Капитан Федотов» (1936) - о художнике Федотове
и др. - отразился интерес к истории. Особое место в творчестве Ш. занимают
работы о рус. классиках, прежде всего многочисл. тр. о жизни и творчестве
Л. Толстого («Материал и стиль в романе Льва Толстого "Война и мир"», 1928;
«Лев Толстой», 1963 и 1967). В кино с 1923: издал в Берлине кн. «Лит-pa
и кинематограф». В дальнейшем, будучи участником сб. «Поэтика кино» (1927),
Ш. стремился сделать формальный метод достоянием науки о кино. Был тесно
связан с практич. работой киностудий - моск., ленингр., груз. Постоянно
выступал как кинокритик. Особую ценность имел его анализ реж. концепций
монтажного кино. Среди обширного сценарного наследия Ш. выделяются прежде
всего сценарии 20-х гг., связ. с поиском новых сюжетных форм. В сценариях
Ш. охотно обращался к остросовр. мат-лу («Дом на Трубной», «Третья Мещанская»,
«Ухабы», «Турксиб»), много экспериментировал с экранизацией («Ледяной дом»,
«Капитанская дочка», «Казаки», «По закону», «Овод», «Мертвыйдом»). III
был сценаристом лучших фильмов А. Роома, исследовавшего частную жизнь человека
в эпоху крутой соц. ломки («Бухта смерти», совм. с Б. Леонидовым, 1926;
«Предатель», совм. с Л. Никулиным, 1926; «Третья Мещанская», совм. с Роомом,
1927; «Ухабы», совм. с Роомом, 1927), наиболее известных лент Ю. Тарича
(«Крылья холопа», совм. с К. Шильдкретом, 1926; «Капитанская дочка», 1928).