ШАТРОВ (Маршак) Мих. Фил. (род. 1932) - драматург. Род. в Москве,
в семье инж. В 1956 окончил Моск. горный ин-т. Гл. мотив первых пьес Ш.
«Чистые руки» (1955), «Место в жизни» (1956) - столкновение юноши с социальными
и полит. противоречиями «взрослой» жизни -развит в драмах «Глеб Космачев»
(1961), «Современные ребята» (1962), «Лошадь Пржевальского» (1972) и др.
Ведущей темой творчества Ш. стало иссл. проблем рев-ции и места в ней В.И.
Ленина, стремление передать противоречивость его личности и ист. момента.
Первое обращение к этому образу - «Именем революции» (1957) - достаточно
традиционно по проблематике и системе развития действия. В дальнейшем драматург
активно использовал цензурно-закрытые прежде ситуации, неизвестные архивные
документы, свидетельства современников. Значительным явлением стала хроника
«Шестое июля» (1963), одноименный ф. (1968) - драма о сложнейшей ситуации
в период подавления левоэсеровского мятежа 1918. Чуть ранее была создана
пьеса «Брестский мир» (1962, опубл. в 1987), затем последовали «День тишины»
(1965), «Большевики» (1968), «Синие кони на красной траве» (1977), «Так
победим» (пост. в 1982), «Диктатура совести» (1986), « Дальше-дальше-дальше...»
(1987) и др., где художественность принесена в жертву полемике с традиционным,
стереотипным взглядом на рев-цию. В дискуссионной запальчивости Ш. подчас
имитирует творческую смелость, делая факт тенденциозным, уводя читателя
от современного понимания значения Окт. рев-ции и неоднозначной оценки
роли Ленина в истории страны. Ш. - автор сценариев: т/ф «В.И. Ленин. Штрихи
к портрету» (1966, показан в 1987), к/ф «Доверие» (1976, совм. с В. Логиновым)
и др. Среди др. произв. - производственная драма «Погода на завтра» (1974),
ром.-хроника «Февраль» (1979, совм. с Логиновым), публицистические статьи,
очерки.