ШАПКА - общее назв. головного убора мужчин и женщин. Ш. в жен.
нар. костюме не имела такого значения, как в мужском. В 16-17 вв. девушки
и замужние женщины из простого народа носили низкие широкие меховые Ш.
Боярышни ходили в горлатных -высоких шапках. В 19 в. женские Ш. были распространены
в основном на С. в качестве зимних головных уборов. Ш. как мужск. головные
уборы были достаточно разнообразны. Наиб. распространенной и старой формой
Ш. был колпак. Колпак имеет форму усеч. конуса, поля колпака отвернуты
во всю ширину околыша и плотно к нему прилегают. Крестьяне носили колпаки
вязаные, шитые из разных мат-лов, валяные из шерсти. Богатые люди шили
колпаки из атласа, иногда с околышем, украшенным драгоцен. камнями, и с
собольей опушкой. Князья и бояре носили очень высокие Ш. «горлатные» -
расширяющийся кверху цилиндр из дорогого меха. В 18 - 19 вв. широкое распространение
получила валяная Ш. - шолом, яломок, валенка. Изготовлялась она из белого
или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса,
без полей или с высокими загнутыми полями. Типична была коричневая валяная
Ш. цилиндрич. формы с небольшими полями - черепенник, грешневик, гречушник.
Такие Ш. изготовляли ремесленники, к-рые продавали их на торжках и ярмарках.
Ш. с наушниками наз. треух, долгуша, ушанка, чебак, малахай. В 19 в. получил
распространение картуз из фабричной ткани. Ш., как головной убор, свидетельствовала
об определ. соц. статусе человека, и отсутствие ее являлось признаком соц.
неполноценности или особого состояния. Покидая дом, мужчина обязательно
надевал Ш., особенно это соблюдалось в целом ряде ситуаций. Считалось,
что в день первого выгона скота все мужчины деревни обязаны быть в Ш. Пастух
никогда не входил в лес без головного убора, чтобы не оскорбить лешего.
Поговорка «На воре и шапка горит» восходит к обычаю: снять с кого-то Ш.
на сходке, торгу - значит опозорить, объявить всенародно мошенником. Ш.
играет заметную роль в свадебных обрядах. Особый статус жениха и невесты
на свадьбе обязывает их не снимать Ш. В Ш. находился и дружка, не снимали
Ш. и поезжане. Отмечены обычаи надевания на невесту Ш. жениха и дружки.
Использовались Ш. и в родильных обрядах. Священник вычитывал молитву и
наречение имени новорожденному в шапку. На крестильном обеде горшок с кашей
обязательно подавали в Ш. В ряде повседневных ритуализиров. ситуаций (при
встрече с более высоким лицом, при молитве и др.) мужчины должны были обнажать
голову. По правосл. обычаю, обнажать голову мужчинам следовало не только
в церкви и перед ее служителями, но и перед святыми иконами и крестами.
Ш. снимали за едой, ее нельзя было крутить на пальце (голова заболит),
бросать на стол (поссоришься с хозяином).