РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ШАПКА

ШАПКА

ШАПКА ШАПКА - общее назв. головного убора мужчин и женщин. Ш. в жен. нар. костюме не имела такого значения, как в мужском. В 16-17 вв. девушки и замужние женщины из простого народа носили низкие широкие меховые Ш. Боярышни ходили в горлатных -высоких шапках. В 19 в. женские Ш. были распространены в основном на С. в качестве зимних головных уборов. Ш. как мужск. головные уборы были достаточно разнообразны. Наиб. распространенной и старой формой Ш. был колпак. Колпак имеет форму усеч. конуса, поля колпака отвернуты во всю ширину околыша и плотно к нему прилегают. Крестьяне носили колпаки вязаные, шитые из разных мат-лов, валяные из шерсти. Богатые люди шили колпаки из атласа, иногда с околышем, украшенным драгоцен. камнями, и с собольей опушкой. Князья и бояре носили очень высокие Ш. «горлатные» - расширяющийся кверху цилиндр из дорогого меха. В 18 - 19 вв. широкое распространение получила валяная Ш. - шолом, яломок, валенка. Изготовлялась она из белого или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса, без полей или с высокими загнутыми полями. Типична была коричневая валяная Ш. цилиндрич. формы с небольшими полями - черепенник, грешневик, гречушник. Такие Ш. изготовляли ремесленники, к-рые продавали их на торжках и ярмарках. Ш. с наушниками наз. треух, долгуша, ушанка, чебак, малахай. В 19 в. получил распространение картуз из фабричной ткани. Ш., как головной убор, свидетельствовала об определ. соц. статусе человека, и отсутствие ее являлось признаком соц. неполноценности или особого состояния. Покидая дом, мужчина обязательно надевал Ш., особенно это соблюдалось в целом ряде ситуаций. Считалось, что в день первого выгона скота все мужчины деревни обязаны быть в Ш. Пастух никогда не входил в лес без головного убора, чтобы не оскорбить лешего. Поговорка «На воре и шапка горит» восходит к обычаю: снять с кого-то Ш. на сходке, торгу - значит опозорить, объявить всенародно мошенником. Ш. играет заметную роль в свадебных обрядах. Особый статус жениха и невесты на свадьбе обязывает их не снимать Ш. В Ш. находился и дружка, не снимали Ш. и поезжане. Отмечены обычаи надевания на невесту Ш. жениха и дружки. Использовались Ш. и в родильных обрядах. Священник вычитывал молитву и наречение имени новорожденному в шапку. На крестильном обеде горшок с кашей обязательно подавали в Ш. В ряде повседневных ритуализиров. ситуаций (при встрече с более высоким лицом, при молитве и др.) мужчины должны были обнажать голову. По правосл. обычаю, обнажать голову мужчинам следовало не только в церкви и перед ее служителями, но и перед святыми иконами и крестами. Ш. снимали за едой, ее нельзя было крутить на пальце (голова заболит), бросать на стол (поссоришься с хозяином).