РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ШАМИЛЬ

ШАМИЛЬ

ШАМИЛЬ ШАМИЛЬ (1797-1871) - предводитель нац.-освободит. антиколониального и антифеодального движения горцев Дагестана и Чечни (1834 - 59). Ш. родился в высокогорном дагест. ауле Гимры, в семье аварского узденя (крестьянина). При рождении получил имя Али, но т. к. был слабым, болезненным ребенком, ему дали другое имя - Шамуил (Шамиль), чтобы, согласно поверью, с прежним именем его покинули все болезни. Физ. труд с раннего возраста, занятия джигитовкой, фехтованием, плаванием превратили его в сильного, ловкого и чрезвычайно выносливого мужчину. Ш. был высокообразованным человеком - знал неск. яз., писал стихи, изучал философию, законоведение, логику, риторику, имел богатую б-ку. При первых имамах - Гази-Магомеде и Гамзат-беке - молодой Ш. проявил себя как бесстрашный воин в борьбе против местных феодалов и царских колонизаторов, активный проводник шариата. В 1834 избирается народом имамом. Возглавляя борьбу горцев в течение четверти века, Ш. создал уникальное воен.-теократич. гос-во - имамат, к-рое, несмотря на религ. оболочку, было несомненно прогрес. явлением. Ислам был использован как средство консолидации многочисл., раздираемых феодальными междоусобицами и внутр. противоречиями мелких дагестанских и чеченских владений. Ш. осуществил антифеод. соц. реформы, создал регулярную армию, в соответствии с идеями Корана и нормами шариата ввел свод законов из 13 низамов (кодексов). Необходимо отметить, что Ш. не воевал против рус. народа, не культивировал нац.-религ. нетерпимость, к примеру, разрешил построить церковь для рус. перебежчиков и пленных. длит. война истощила горцев экономически и физически, что усиливало их недовольство строгими порядками в имамате. Мн. наибы покидают Ш. В авг. 1859 у аула Гуниб Ш. сдается войскам А.И. Барятинского, за что последний получает чин ген.-фельдмаршала. Пленник с семьей и частью свиты был отправлен в Россию. В Пб. Ш. неоднократно встречался с Александром II, бывал на приемах столичной знати, посещал музеи и т-ры. Был Ш. в Москве, Харькове, Киеве. Местом жительства ему определили Калугу. В 1870 Ш. разрешили совершить паломничество в Мекку. Умер Ш. 4 февраля 1871, похоронен в аравийском г. Медина.