РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В 1812 командовал дружиной Тверского ополчения. Чл. Рос. Академии (1810). Плодовитый драматург, Ш. выступал как автор трагедий, романтич. и нар.-бытов. драм, многочисл. переделок и инсценировок соч. др. писателей - У. Шекспира, В. Скотта, М.Н. Загоскина, А.С. Пушкина («Керим-Гирей, Крымский хан», 1825, по «Бахчисарайскому фонтану»; «Хризомания», 1836, по «Пиковой даме») и т. д., однако наивысший успех он имел как водевилист (первый рус. водевиль «Казак-стихотворец», 1812 и др.) и комедиограф («Домашний театр, или Полубарские затеи», 1808; «Пустодомы», 1817-19; «Какаду», 1820 и др.). Стихотв. и прозаич. комедиям Ш. присуще стремление воссоздать картину быта и нравов совр. об-ва, их отличают занимательность, афористичность, установка на разгов. интонацию (с целью ее имитации Ш. впервые в рус. драматургии использовал разностопный ямб), а также особая острота и злободневность. Ш. - активный участник лит. борьбы. Политич. и эстетич. консерватизм, религиозность, приверженность нац. началам и недоверие к зап. просвещению предопределили его близость кругу А.С. Шишкова. Уже в 1806 - 08 Ш. участвует в вечерах Г.Р. Державина, собиравших будущих деятелей «Беседы любителей рус. слова» , позднее принадлежит к числу создателей этой орг-ции. На позициях традиционализма находится созданный Ш. «Драматич. вестник» (1808; выходил в Пб. дважды в неделю, всего 93 номера) - первый в России журнал, специально посвященный т-ру. Фактом не только иск-ва, но и лит. полемики стали Центр. произв. Ш. той поры - ирои-комич. поэма «Расхищенные шубы» (1807 - 15), комедии «Коварный» (1804), «Новый Стерн» (1805, пародирует сентиментализм как эстетич. и бытовое явление), «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815, вызвала театр. скандал и послужила толчком к созданию «Арзамаса»). В кон. 1810-х гг. петерб. квартира Ш. - один из центров театр. жизни столицы. В лит. баталиях следующей эпохи Ш. поддерживает пушкинскую гр. писателей (пьеса «Каламбурист и журналист», 1832 и т. д.), позднее сближается с нек-рыми славянофилами. В конце писательского пути работает над ром. «Жизнь Александра Пронского», повестями (цикл «Русский Декамерон»).
А.А. Шаховской