СЕВЕРЯНИН Иг. (наст. имя и фам. Иг. Вас. Лотарев) (1887-1941)
-поэт. Род. в дворянской семье. Образование получил в Череповецком реальном
уч-ще. Первое выступление в печати - публ. в ж. «Досуг и дело» (1905, №
2). Раннее творчество характеризуют настроения мечтательности и тоски,
порою - смутное гражданское негодование, восхоящее к традиции С.Я. Надсона.
Своими учителями считал К.К. Фофанова и М. Лохвицкую. Собственный поэтический
голос С. обретает в начале 1910-х гг., когда он возглавляет, а во многом
и олицетворяет собой, группу эгофутуристов (К. Олимпов и др.). В 1912 он
порывает с созданной им группой. К этому времени С. уже обретает всерос.
известность. В 1913 выходит в свет с предисловием Ф. Сологуба первая кн.
стихов С. «Громокипящий кубок» (выдержала 10 изд.). Кн. вызвала сочувств.
отклик В.Я. Брюсова, признавшего С. «настоящим поэтом». За ней последовали
«Златолира» (1914, 6 изд.), «Ананасы с шампанским» (1915, 4 изд.), «Victoria
Regia» (1915, 3 изд.). С. стал самым модным поэтом 1910-х гг. В 1918 на
одном из поэтических вечеров С. был избран «королем поэтов», опередив В.В.
Маяковского и К.Д. Бальмонта. Успех творчества С. определялся выработанной
им самобытной поэтической манерой, эстетски изысканной, с легким налетом
иронии и «позы». Язык поэзии С. отличает игра со словом, призванная увлечь
читателя худож. «изыском».
И. Северянин. Портрет Л. Голубева-Багрянородного
В 1918 С., отдыхавший в Эстонии, стал эмигрантом (эст. граница отрезала
его от России). Его эмигрант. творчество, обретая естественность интонации,
в то же время несколько блекнет в плане поэтич. своеобразия. В эмигрант.
поэзии С. преобладают ностальгич. ноты и попытки обрести связь с утраченной
родиной (автобиогр. ром. в стихах «Колокола собора чувств», 1925; сб. сонетов
«Медальоны», 1934).