РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Уже в 11 - 13 вв. поморы совершали плавания в этом направлении. О практич. применении такого пути высказался рус. дипломат Дм. Герасимов в 1525. В 16 в. англичанами предпринимались попытки плавания в этих р-нах (X. Уиллоби, Р. Чанслер, С. Барроу), вплоть до Новой Земли. В 1580 А. Пет и Ч. Джексон смогли проникнуть в юго-зап. ч. Карского моря. Но осн. вклад в открытие и освоение С.М.П. внесли россияне. Сибирские казаки и промышленники отд. участками прошли почти все побережье С.М.П. В 1648 отряды С. Дежнева и Ф. Попова фактически доказали существование мор. прохода из Сев. Ледовитого ок. в Тихий. Бесценный вклад в изучение сев. и вост. р-нов страны внесли Камчатские эксп. Способствовали освоению С.М.П. и теоретич. разработки М. Ломоносова, в частности его догадка о дрейфе льдов с востока на запад в Атлантику. Изучение р-нов С.М.П. способствовали мн. эксп.: В. Чичагова (1764-66), Ф. Розмыслова (1768-69), И. Биллингса - Г. Сарычева (1785 - 94), П. Анжу и Ф. Врангеля (1820-24), Ф. Литке (1821-24), П. Пахтусова (1832-33), А. Циволько (1837-39), А. Миддендорфа (1842-45). В 1876 организуются Карские эксп. с практич. целью провоза на мир. рынок минер. сырья, леса, с.-х. продукции. До 1919
Лекции О.Ю. Шмидта в «Ледовом лагере». Шарж Ф.П. Решетникова
было сделано 122 карских рейса. Трудности плавания усугублялись отсутствием хорошего навигац. оборудования, ледоколов. В 1878 швед. эксп. Э. Норденшельда (на шхуне «Вега») впервые совершила сквозное плавание по С.М.П. с одной зимовкой у Чукотки. Позднее для исслед. сев. морей работали А. Бунге (1885-86), С. Макаров на первом ледоколе «Ермак» (1899 - 1901), Э. Толль на шхуне «Заря» (1900 - 03), Г. Брусилов на шхуне «Св. Анна» (1912 - 14), В. Русанов на транспорте «Геркулес» (1912-13). Была совершена попытка плавания к Сев. полюсу Г. Седова на судне «Св. Фока», гидрогр. плавания на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1913, в результате к-рого открыта Сев. Земля. Сквозное плавание с востока на запад с зимовкой совершил Дж. У. Де-Лонг на амер. шхуне «Жаннетта» (1879-81), Ф. Нансен на «Фраме» (1893 - 96), Р. Амундсен прошел с запада на восток по С.М.П. на судне «Мод» с зимовкой у Таймыра и Чукотки (1918 - 25).
С 1921 стали действовать сов. Карские эксп., с 1923 - Колымские рейсы. В 1929 начинает строиться порт Игарка на Енисее. В 1932 ледокольный пароход «Сибиряков» во главе с О. Шмидтом впервые прошел из Архангельска до Берингова прол. без зимовки. В 1932 создается Гл. управление С.М.П. В 1930 -40-е гг. построены
порты Диксон, Тикси, Певек и Провидения. Для освоения пути продолжали организовываться эксп.: высокоширотная на ледоколе «Садко» под начальством Г. Ушакова (1935), первая станция «Северный полюс», дрейф ледокола «Седов» (1938), перелеты летчиков В. Чкалова, А. Белякова, Г. Байдукова.
Во время 2-й мир. войны по С.М.П. перегоняли дальневост. боевые корабли в Баренцево море, этим путем перевозили жизненно необходимые грузы. В послевоен. годы для совершенствования навигации организуются высокоширотные эксп. «Север» и продолжается орг-ция дрейфующих станций «Северный полюс». Для обслуживания С.М.П. строится атомоход «Ленин», а также атомоходы «Арктика» и «Сибирь», на трассе работают дизель-электроходы типа «Обь». Иссл. по увеличению срока навигации продолжаются, что связано с развивающейся экономикой Крайнего Севера и Зап. Сибири. Научно-практич. рейс совершил атомоход «Арктика» к Сев. полюсу в 1967, протяженность маршрута 3876 миль, поход занял 14 суток.