![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
![]() |
В 15 в. в иконописи сев. земель наиболее ощутимо влияние Новгорода - домнирующего на этих терр. (яркость цвета, характерное сочетание красок, четкость контуров, энергичная характеристика образов). Но новг. худож. влияние было не единственным - в творчестве сев. мастеров также прослеживается влияние Пскова, Ростова, Москвы.
С 16 в. с потерей Новгородом самостоятельности, усилением роли Москвы в формировании общенац. иск-ва новгородское влияние ослабевает, а в С.П. отчетливее начинают прослеживаться местные худ. черты и традиции: так, можно выделить иконы Обонежья, Карелии, Устюга, Каргополя и др.
Для С.П. характерны демократичность образов, нек-рая наивность и упрощенность в их трактовке, яркая красочность, декоративность, порой, неуверенная манера письма и упрощенная техника, но всегда ярко выраженное индивид. творч. начало.
Лит.: Смирнова Э.С. Живопись Обонежья XIV - XVI веков. М., 1967; Смирнова Э., Ямщиков С. Древнерус. живопись: Новые открытия: Живопись Обонежья XIV-XVI веков. Л., 1974; Реформатская М.А. «Северные письма». М., 1968.