РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СЕРОВ Вал. Ал-др.

СЕРОВ Вал. Ал-др.

СЕРОВ Вал. Ал-др. СЕРОВ Вал. Ал-др. (1865-1911) -живописец, график. Сын композитора А.Н. Серова. Учился в детстве у И.Е. Репина, в Петерб. АХ у П.П. Чистякова (1880 - 85). Много путешествовал по Зап. Европе. В творчестве С. удачно соединилось демократич. начало реалистич. рус. школы живописи с глуб. изучением творчества старых европ. мастеров и совр. ему франц. и нем. живописи. В ранних работах С. ощущается влияние импрессионизма с его непосредственностью восприятия натуры, очищением палитры, звучностью цвета и света («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888). В пейзажах С. также уделяется большое внимание передаче световоздушной среды, лепке объемов цветовыми пятнами («Осенний вечер. Домотканово», 1886). Большое знач. для творчества С. в ранний период имела его дружба с М.А. Врубелем, вхождение в абрамцевский кружок С.И. Мамонтова. 1890- 1900-е гг. - время создания С. ряда портретов, привлекающих глубиной психологич. характеристики, смелостью выразит. формы: портрет А. Мазини (1890), К.А. Коровина (1891), Ф. Таманьо (1891-93), С.М. Драгомировой (1900) и др. Из заказных портретов выделяются выполненные по заказам царской семьи: портрет вел. кн. Павла Александровича (1897), Александра III «в красном мундире» (1899), Николая II «в тужурке» (1900). Известна серия блестящих по живописи портретов семьи кн. Юсуповых, написанных в Архангельском (1902 - 03). Для портретов, выполненных в 1900 -10-е гг., характерно обращение к «большему стилю» с подчеркнуто монумент. пластикой, изысканностью цвет. решения: портреты М.А. Морозова (1902), М.Н. Ермоловой (1905), Г.Л. Гиршман (1907), O.K. Орловой (1911). С. работал также в обл. театр.-декорат. и монумент. живописи. Для «рус. сезонов» С.П. Дягилева им исполнен портрет Анны Павловой (1909), ставший своего рода символом рус. балета. Замечательны произв. С. на ист. темы: от жанровых мотивов, создающих иллюзию непосредственно запечатленных с натуры («Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900), до высокого символич. обобщения («Петр I», 1907). Многочисленные рисунки, акварели, литографии С. - вершина рус. графики того времени. С. показывал свои произв. на вернисажах Т-ва передвижных худож. выставок, со времени образования об-ва «Мир иск-ва», одним из инициаторов создания к-рого (и одноименного ж.) он был, принимал участие в выставках этого объединения. Преподавал в Моск. уч-ще живоп., ваяния и зодчества в 1897 - 1909. Среди учеников С. - П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, К.П. Петров-Водкин и др.

СЕРОВ Вал. Ал-др.

В.А. Серов. Девушка с персиками