РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
С. вдеваются в мочки ушей и представляют собой зол. или серебр. кольцо или крючок с привесками из металлич. бусин или чаще из драгоценных камней. По числу привесок С. назывались одинцы, двойни, тройни. Широко были распространены разнообразной формы литые серебр. С., иногда с орнаментом, выполненным насечкой, или филигранные с 4-мя или 5-ю подвесками из металлич. пластин со вставками из камня, стекла и бусин. На Севере металлич. С. с подвесками назывались чуски, колтуши, колтки, а С. из жемчуга - пясы (короткие) и петли (длинные). В Новгородской и Псковской губ. носили грушевидные С. или в виде винограда из граненого стекла или самоцветов. На юге России кроме С. фабричного и кустарного произ-ва носили самодельные С. - двойчатки из проволоки и бусин, к-рые делали деревенские мастерицы-сережницы. Там же получили распространение ушные украшения под назв. пушки - шарики из белого (черного) гусиного пуха или заячьих шкурок. Их имитацией были шарики или розетки из разноцветной шерсти. Девушки носили пушки с головной повязкой, а замужние женщины с головным убором - сорокой. Пушки прикреплялись к серьгам или к колечкам, продетым в ухо, иногда их надевали на ушную раковину при помощи ремешка. В зависимости от состоятельности женщины С. были золотые, серебряные, медные или оловянные.
В Др. Руси С. носили как женщины, так и мужчины. Традиция ношения мужчинами одной С. сохранилась у рус. в 16-17 вв. В нек-рых местностях и в нач. 20 в. молодые крестьяне считали ношение С. признаком щегольства.