СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme - чувствительность) -
направление в европ. худож. культуре 2-й пол. 18 в. Является составной
ч. эпохи Просвещения. наиб. характерные образцы С. созданы в лит-ре и живописи.
Рус. С. носит подчеркнуто утонченный, аристократич. характер: В. Капнист,
Н. Карамзин, А. Радищев - в лит-ре, В. Боровиковский (творчество 1790-х
гг.) - в живописи. С. противопоставляет излишне логич. рассуждению о природе
эмоц. восприятие последней; выдвигает значение нравств. нач. в человеке
как присущего самой его природе (представления о врожденном нравств. инстинкте);
подчеркивает интуитивный характер восприятия, признавая при этом бессилие
ума проникнуть в сверхчувств. сферу; выступает за своб. выбор как осн.
и неотъемлемое право личности; защищает ценность каждой личности; признает
индивид. склад души человека. Нравств. импульс С. - сострадание к ближнему,
естеств. чувства к-рого не должны подчиняться ложным требованиям формального
этикета. Нек-рые положения С. были впоследствии восприняты романтизмом.
В частности, приверженцы С. (Ж.Ж. Руссо, А.Э.М. Гретри, К.Ф.Д. Шубарт)
предвосхитили романтич. представление об особ. роли музыки как подлинном
«языке души». С С. в муз. иск-во вошли новые темы и жанры - «слезные» мотивы
в комич. опере («Добрая дочка» Н. Пиччини, «Дезертир» П.А. Монсиньи, «Люсиль»
А.Э.М. Гретри, «Несчастье от кареты» В.А. Пашкевича), сольная вок. лирика
любовного содержания («российская песня»), мелодрама («Пигмалион» Й.А.
Бенды по Ж.-Ж. Pуcco). He без влияния С. формируется новый тип муз. мелодики,
динамики и агогики (чувствит. секундовые задержания - «вздохи», длит. оркестровые
нарастания звучности и столь же эффектные затухания, характерные для композиторов
мангеймской школы). Отд. эл-ты сентименталистского муз. яз., ощутимые в
иск-ве венских классиков (Моцарта, Бетховена), были восприняты романтиками,
включившими их в новую образную систему.