РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СЕМИНАРИЯ

СЕМИНАРИЯ

СЕМИНАРИЯ СЕМИНАРИЯ

(лат. seminarium - рассадник) - ср. спец. уч. заведение.

Духовная С. - ср. уч. заведение для подготовки служителей культа у христиан.

Появились в Зап. Европе во 2-й пол. 16 в. Первой в России была Александро-Невская

С. в С.-Петербурге (1725). В С. были преобразованы Моск. славяно-греко-лат.

и Киев. академии. В 1730 -40-е гг. мн. школы при архиерейских домах (созданы

по требованию Дух. регламента 1721) выросли до ср. уч. заведений, получили

название духовных С. и стали сословными. В преподавании преобладала схоластика,

не хватало денег и хороших учителей, но в 18 в. в России семинаристы были

единств. категорией уч-ся, получавших ср. образование и пополнявших ряды

студентов ун-тов. В результате реформы 1809 С. стали звеном системы сосл.

духовного образования, готовили священников и поставляли кадры для духовных

академий. Это были закрытые уч. заведения с 6-летним сроком обучения, к-рые

давали ср. образование в объеме классич. г-зии; дополнительно преподавались

психология, педагогика, логика, философия, в старших классах изучался курс

богословия. Во 2-й пол. 19 в. С. стали общесословными. Выпускники С. могли

преподавать в нач. школах, поступать в ун-ты (до 1884). В 1913 в России

было 57 С. (по одной в каждой епархии). В наст. время духовные С. - уч.

заведения, к-рые готовят священнослужителей рус. правосл., катол., армяно-григор.

церквей. Учительские С. - пед. ср. уч. заведения по подготовке учителей

нач. школ. Возникли в кон. 17 в. во Франции и Германии, позднее и в др.

европ. странах. Число их в Германии резко возросло в 19 в. под влиянием

пед. идей И.Г. Песталоцци. В России первая учительская С. действовала в

1779-84 при Моск. ун-те. С. в С.-Петербурге в 1786-1804 выпустила более

400 учителей. Бурное развитие С. началось с 60-х гг. 19 в. План их устройства

разработал К.Д. Ушинский в статье «Проект учительских С.» (1861), по к-рому

работали все С., открываемые земствами. Мин-во нар. просвещения стремилось

им противопоставить правительственные, осн. на «Инструкции для учительских

С. Мин-ва нар. просвещения» (1875, действ. до 1917). В учительские С. принимали

лиц не моложе 16 лет всех сословий правосл. исповедания, выдержавших приемные

экзамены в объеме программы 2-классных уч-щ с 5 - 6-летним сроком обучения.

Уч.-ся получали стипендию (с условием отработать в школе не менее 4-х лет)

и общежитие. Срок обучения - 3 - 4 года, в нек-рых земских С. - до 5 лет.

Преподавали Закон Божий, церк.-слав. язык. широкий круг общеобразоват.

предметов, основы педагогики. Хорошо была организована пед. практика -

сначала в опытных школах учительских С., затем в массовых. К 1917 в России

была 171 муж. и жен. учительские С. Учительские С. сыграли большую роль

в развитии просвещения. После Окт. рев-ции их преобразовали в трехлетние

пед. курсы, затем в педтехникумы (пед. уч-ща).