РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР - тексты, сопровождающие совершение сем. обрядов (и, несколько шире, обрядов жизненного цикла). Соотв. это тексты, сопровождающие все осн. события в человеч. жизни. С одной стороны, по признаку обрядовой приуроченности они относятся к обряд. фольклору (объединяясь в один класс с календарным фольклором), с др. - ч. текстов (особенно свадебные) обнаруживает значит. тематич. мотивное и т. п. сходство с фольклором внеобрядовым (хороводные песни, напр. о браке, лирич. внеобряд. песни, особ. любовные, частушки, весьма насыщенные брачной тематикой, гадания, включающие темы брака и смерти, и т. п.).

Родильный обряд у рус. далеко не везде сопровождается песнями, и их в обряде немного, но обязат. являются нек-рые заклинат. формулы, пожелания, весьма ритуализов. и стабильные. Неизв., какими текстами сопровождались инициац. обряды (застриги, «всажение на конь»), если вообще сопровождались. Самый развитый фольклор принадлежит свадебному обряду. Сюда входят причитания (невесты и подружек о ней), несомненно тесно связ. с похоронной причестью, и песни, из к-рых легко выделяются чисто ритуальные - величания, корильные песни и небольшие заклинат. тексты («Благослови, Боже, свадьбу начинати» или «Кузьма-Демьян, скуй свадебку» и т. п.), нек-рые коровайные песни и т. д. Остальные песни объединяют под общим названием «лирических». Это, конечно, слабость классификации, но она отражает объективное положение дел: во-первых, эти песни во мн. отношениях близки к песням внеобрядовым (в то же время сам факт перенесения песни в обряд, даже если изначально она и была необрядовой, кардинально меняет ее смысл); во-вторых, можно было бы попытаться классифицировать песни по моментам обряда, к к-рым они приурочены, но этому противодействует мн. в самих песнях: в разных вариантах обряда песни могут быть приурочены к разным ритуальным эпизодам, величания могут петься в разные моменты - тем самым оказывается, что, выделяя, скажем, «величания» и «девичные песни» как две разные группы, мы смешиваем разные классификац. принципы, хотя обе эти группы несомненно существуют в действительности. Т. о., хорошая классификация свадебных песен остается пока делом будущего, особенно для той более аморфной части, к-рая пока именуется «лирикой». Особую роль играют разл. благопожелат. формулы, благословения и стоящие совсем особняком приговоры дружки, сложенные в той их форме, к-рую мы знаем в ист. время, - раешным, или т. н. говорным, стихом, однако, по всей видимости, «стихотворность» и самого этого «стиха», и тем более приговоров усиливалась начиная с 17 в., а первонач. жанр этот был прозаическим. К свадебному фольклору можно причислить если не на равных правах, то все же как связанные с обрядом: гадания, подблюдные песни, частушки на брачные темы, рассказы о свадьбе. Последний в жизни человека обряд - похороны - знает только причитания. Соответственно к С.-О.Ф. следует, видимо, отнести еще и третий подвид причитаний - рекрутские (т. н. завоенные плачи); отметим в этом назв. скрытый каламбур, построенный на соотнесении прилагательного «военный» и производного от глагола «выть» - одного из терминов, обозначающих причеть). Вообще, причитания всегда сугубо индивид. и в то же время очень ритуализованы, т. е. по самой своей природе соотнесены с семейной обрядностью. Следует учитывать и то, что изначально плачи относятся к погребальной обрядности и появление их в др. ритуалах играет роль некоей отсылки, импликации темы смерти и погребения, что вполне естественно для переходных обрядов. Т. о. к С.-О.Ф. относятся тексты разных жанров (причитания, песни, разные подвиды песен), стихотв. (т. е. поющиеся или речитативные, как причеть) и прозаич. (формулы, паремии, приговоры, по кр. мере в их первичном виде), разного размера, типа и функции.