СЕКТА (лат. sekta - школа, учение, направление) - термин, первоначально
употреблявшийся для образования философ. школ. С. первых веков н. э. -
название религ. гр. и общин, отколовшихся от господств. ц. в иудаизме,
христ-ве, др. религиях, а также их учения. С. имеют определенные, но исторически
подвижные границы. Сначала это гр. верующих, объединенных общностью взглядов
и лишенных церк. иерархии, общеобязательных обрядов и догматов. Со временем
мн. С. превращаются в церк. организованные религии. Христ. ц. сформировалась
из распростран. в Римской империи мессианских общин и С., а в 4 в. н. э.
стала госп. религией. В С. объединялись последователи еретич. учений первых
веков христ-ва и раннего средневековья (арианские, несторианские, монофизитские
С., павликиане, богомилы и др.). В период Реформации христ. С. слились
с нар. движением. Безраздельное господство католицизма в Зап. Европе кончилось.
Возник ряд протест. ц. Находясь в оппозиции к офиц. ц., С. нередко приобретали
социальную окраску, противостояли гос-ву. Появлению С. в России предшествовали
ереси 14 - 16 вв. и раскол во 2-й пол. 17 в. С кон. 17 в. возникают С.,
порвавшие с основами православия: хлысты (христоваверы), скопцы, духоборы,
молокане и др. Во 2-й пол 19 в. в Россию в форме С. проникают баптизм,
адвентизм и т. п. Христ. С. различаются по отношению к Ветхому и Новому
Завету: а) библейские (жидовствующие и др. «субботники»), б) евангелические
(евангелисты, молокане) , в) имеющие свое тайное писание (мормоны). В зависимости
от взглядов на то, каким путем верующий усваивает религ. истину, С. разделяются
на рационалистич. (их последователи считают разум единств. посредником
между Богом и челов. сознанием - баптисты, молокане и др.) и мистич. (их
участники верят, что божеств. откровение сообщается человеку и помимо разума,
путем экстатич. видений и пророчеств - квакеры, хлысты и др.). С. сыграли
большую роль в формировании ислама, иудаизма, буддизма и ламаизма.