РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Из буддийских систем Щ. больше всего сделал для изучения поздней (Дигнага, Дхармакирти) и ранней (Асанга) виджнянавады. Велик его вклад и в изучение брахманской системы ньяя. Новаторским для своего времени был разработанный Щ. филос. метод перевода логико-дискурсивных текстов, предполагавший, что инд. идеи должны передаваться преим. в понятиях европ. философии. В СПб. (Ленингр.) ун-те, где Щ. преподавал с 1900, и в Ленингр. ин-те живых вост. языков (с 1920) он внедрил уникальный учебный метод, в к-ром высшие достижения европ. индианистики сочетались с традиционно инд. приемами преподавания. В 1928 - 30 Щ. возглавлял исследоват. Ин-т буддийской культуры, с 1930 - индо-тибетский кабинет Ин-та востоковедения АН СССР. Щ. воспитал плеяду талантливых учеников, большинство к-рых стали жертвами сталинского террора: в 1937 уник. буддологическая школа Щ. полностью прекратила свое существование, а самому Щ. было запрещено заниматься чем-либо, кроме составления тибетско-рус. словаря.
Соч.: Теория познания и логика по учению позднейших буддистов: В 2 ч. СПб., 1903-09; Избр. труды по буддизму. М., 1988; Встреча Востока и Запада в научной деятельности Ф.И. Щербатского / Вступ. ст., сост. и примеч. Я.В. Василькова //Восток - Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989. Вып. 4. С. 178-265.