ЩЕПКИН Мих. Сем. (1788-1863) -драм. актер и театр. деятель. Первое
выступление на проф. сцене - в Курском т-ре бр. Барсовых в 1805 (Андрей
- «Зоа» Л.-С. Мерсье) В дальнейшем играет в провинц. т-рах Харькова, Полтавы,
Тулы. В 1822 дебютирует на моск. сцене ролью Богатонова («Господин Богатонов,
или Провинциал в столице» М.Н. Загоскина). В 1823 - 63 - в труппе Моск.
(позднее - Малого) т-ра. В творчестве Щ. сочетались эмоциональность, естественность
и обдуманность ролей. Важнейшими принципами предпринятой актером реформы
театр. иск-ва были подлинность переживаний и достоверность создаваемых
типов. Щ. усложняет структуру сценич. образа, соединяя комедийные и драм.
эл-ты, используя разл. приемы - от фарсовых до патетич. «Щепкин принадлежит
к числу немногих истинных жрецов сценич. иск-ва, к-рые понимают, что артист
не д. б. ни исключительно трагич., ни исключительно комич. актером, но
что его назначение - представлять харак-ры» (В.Г. Белинский). Значит. часть
сценич. свершений Щ. связана с драматургией Ж. Б. Мольера, А.С. Грибоедова,
Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, но вместе с тем ему удавалось создавать полноценные
характеры на основе незначит. драматургии (Симон - «Матрос» Т.-М.-П. Соважа
и Ж.-Ж.-Г. Делюрье). Огромные усилия Щ. по согласованности актерского партнерства
привели к созданию ансамбля на сцене Малого т-ра. Театр. искания Щ. сопрягались
с развитием реализма в рус. культуре в целом и заложили основы рус. театр.
школы, сохранявшиеся на протяжении всего 19 в. Велико значение пед. работы
Щ. в воспитании нового актерского поколения. В обширной переписке актера
формулируются осн. принципы сценич. реформы. Он был также автором «Записок»,
в к-рых изложил осн. события своего актерского становления. Емкая, обобщенная
характеристика творчества Щ. принадлежит А.И. Герцену: «Он был вел. артист.
Артист по призванию и труду. Он создал правду на рус. сцене, он первый
стал нетеатрален на театре». Осн. роли: Жеронд («Скапеновы обманы»), Сганарель
(«Школа мужей»), Арнольф («Школа жен»), Гарпагон («Скупой» Ж. Б. Мольера),
Шейлок («Венецианский купец»), Полоний («Гамлет» У. Шекспира), Сальери
(«Моцарт и Сальери»), Барон («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина), Фамусов («Горе
от ума» А.С. Грибоедова), Городничий («Ревизор»), Подколесин и Кочкарев
(«Женитьба»), Утешительный («Игроки» Н.В. Гоголя), Мошкин («Холостяк»),
Кузовкин («Нахлебник» И.С. Тургенева), Муромский («Свадьба Кречинского»
А.В. Сухово-Кобылина), Большов («Свои люди - сочтемся»), Любим Торцов («Бедность
- не порок» А.Н. Островского), Чупрун («Москаль-чаривник»), Макагоненко
(«Наталья-Полтавка» И.П. Котляревского), Эзоп («Притчи, или Эзоп у Ксанфа»),
Транжирин («Чванство Транжирима» А.А. Шаховского) и др.