РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЩЕПКИН Мих. Сем.

ЩЕПКИН Мих. Сем.

ЩЕПКИН Мих. Сем. ЩЕПКИН Мих. Сем. (1788-1863) -драм. актер и театр. деятель. Первое выступление на проф. сцене - в Курском т-ре бр. Барсовых в 1805 (Андрей - «Зоа» Л.-С. Мерсье) В дальнейшем играет в провинц. т-рах Харькова, Полтавы, Тулы. В 1822 дебютирует на моск. сцене ролью Богатонова («Господин Богатонов, или Провинциал в столице» М.Н. Загоскина). В 1823 - 63 - в труппе Моск. (позднее - Малого) т-ра. В творчестве Щ. сочетались эмоциональность, естественность и обдуманность ролей. Важнейшими принципами предпринятой актером реформы театр. иск-ва были подлинность переживаний и достоверность создаваемых типов. Щ. усложняет структуру сценич. образа, соединяя комедийные и драм. эл-ты, используя разл. приемы - от фарсовых до патетич. «Щепкин принадлежит к числу немногих истинных жрецов сценич. иск-ва, к-рые понимают, что артист не д. б. ни исключительно трагич., ни исключительно комич. актером, но что его назначение - представлять харак-ры» (В.Г. Белинский). Значит. часть сценич. свершений Щ. связана с драматургией Ж. Б. Мольера, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, но вместе с тем ему удавалось создавать полноценные характеры на основе незначит. драматургии (Симон - «Матрос» Т.-М.-П. Соважа и Ж.-Ж.-Г. Делюрье). Огромные усилия Щ. по согласованности актерского партнерства привели к созданию ансамбля на сцене Малого т-ра. Театр. искания Щ. сопрягались с развитием реализма в рус. культуре в целом и заложили основы рус. театр. школы, сохранявшиеся на протяжении всего 19 в. Велико значение пед. работы Щ. в воспитании нового актерского поколения. В обширной переписке актера формулируются осн. принципы сценич. реформы. Он был также автором «Записок», в к-рых изложил осн. события своего актерского становления. Емкая, обобщенная характеристика творчества Щ. принадлежит А.И. Герцену: «Он был вел. артист. Артист по призванию и труду. Он создал правду на рус. сцене, он первый стал нетеатрален на театре». Осн. роли: Жеронд («Скапеновы обманы»), Сганарель («Школа мужей»), Арнольф («Школа жен»), Гарпагон («Скупой» Ж. Б. Мольера), Шейлок («Венецианский купец»), Полоний («Гамлет» У. Шекспира), Сальери («Моцарт и Сальери»), Барон («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина), Фамусов («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Городничий («Ревизор»), Подколесин и Кочкарев («Женитьба»), Утешительный («Игроки» Н.В. Гоголя), Мошкин («Холостяк»), Кузовкин («Нахлебник» И.С. Тургенева), Муромский («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Большов («Свои люди - сочтемся»), Любим Торцов («Бедность - не порок» А.Н. Островского), Чупрун («Москаль-чаривник»), Макагоненко («Наталья-Полтавка» И.П. Котляревского), Эзоп («Притчи, или Эзоп у Ксанфа»), Транжирин («Чванство Транжирима» А.А. Шаховского) и др.

ЩЕПКИН Мих. Сем.

М.С. Щепкин. Худ. Т.Г. Шевченко. 1858