РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Один из зачинателей «новой фольклорной волны». В сер. 50-х гг. привлек внимание нетрадиционным использованием рус. нар. песни, частушки в концертно-симфонич. жанрах: 1-м фортепианном концерте (1954), Концерте для оркестра «Озорные частушки» (1961), балете «Конек-Горбунок» (1955). В дальнейшем круг интересов Щ. расширялся, сопровождаясь пытливыми поисками в области муз. сатиры, новой композиционной техники: сатирич. кантата «Бюрократиада», 1963; «Поэтория» на слова А. Вознесенского (1969); 1-я (1958) и 2-я («25 прелюдий», 1965) симфонии, 2-й (1966) и 3-й (1973) фортепианные концерты, 24 прелюдии и фуги в двух томах (1964, 1970), вокальный цикл «Сольфеджио». С 60-х гг. в творчестве Щ. преобладает тяготение к муз. т-ру, он создает оперы «Не только любовь» (1961), «Мертвые души» (1977), «Кармен-сюиту» по музыке оперы Ж. Бизе (1967), балеты «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1984). С кон. 1980-х гг. живет в Мюнхене.
Среди основных сочинений последних лет - инструмент. музыка, опера «Лолита» для т-ра в Стокгольме.
Лит.: Тараканов М.Е. Родион Щедрин. М., 1980.