САВИНА Мария Гавриловна (1854-1915) - драм. актриса, театр. деятель.
Начала выступать на сцене в детском возрасте. С 1869 - проф. актриса в
провинц. труппах П.М. Медведева, М.В. Лентовского и др. С 1874 и до конца
жизни - в Александрийском т-ре, в к-ром сыграла огромное кол-во ролей во
всех театр. жанрах. Осн. темой актрисы стало иссл. жен. натуры во всех
сложностях ее проявления. Начав с ролей грациозных, наивных и в то же время
настойчивых и волевых девушек, вступающих во «взрослую» жизнь, актриса
позднее перешла на роли зрелых женщин, с психолог. тонкостью анализируя
особенности своих современниц. С. особенно удавались роли уверенных в себе
свет. дам, расчетливых и циничных хищниц, именно поэтому актрису называли
«прокурором» своих героинь. Актерское мастерство С. было безупречным, ум,
аналитичность, жен. обаяние сделали ее ведущей актрисой рос. т-ра рубежа
19 - 20 вв. С. вела обширную обществ. деят-ность, была организатором и
пред. Рус. театр. об-ва, находилась в числе инициаторов 1-го Всерос. съезда
сценич. деятелей (1897), создала Убежище для престарелых артистов (Дом
ветеранов сцены). Актриса оставила кн. воспоминаний «Горести и скитания».
Роли: Мария Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя), Верочка и Наталья Петровна
(«Месяц в деревне» И.С. Тургенева), Наташа («Трудовой хлеб»), Лариса («Бесприданница»),
Юлия («Последняя жертва»), Негина («Таланты и поклонники»), Катерина («Гроза»)
А.Н. Островского, Акулина («Власть тьмы» Л.Н. Толстого), Сарра и Саша («Иванов»),
Аркадина («Чайка») А.П. Чехова, Настасья («Чародейка» И.В. Шпажинского),
Люба («Сорванец» В.А. Крылова), Волынцева («Цепи» А.И. Сумбатова), Елена
- Елена Ивановна («Зеленое кольцо» З.Н. Гиппиус), Катерина («Укрощение
строптивой» У. Шекспира), Мирандолина («Трактирщица» К. Гольдони), Нора
(«Кукольный дом» Г. Ибсена), миссис Уоррен («Профессия миссис Уоррен» Б.
Шоу) и др.