РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

САПУНОВ Ник. Ник.

САПУНОВ Ник. Ник.

САПУНОВ Ник. Ник. САПУНОВ Ник. Ник. (1880-1912) -живописец, художник т-ра. Ученик И.И. Левитана, К.А. Коровина, В.А. Серова по Моск. уч-щу живописи, ваяния и зодчества (1898-1904). В 1904-11 - учеба в АХ. Признанный лидер мл. поколения «мирискусников». Начинает как художник-станковист (выставки «Алая роза», 1904, Саратов; «Голубая роза», 1907, Москва), одноврем. худ. исполнитель театр. декораций по эскизам В.А. Симова (МХТ, 1901) и К.А. Коровина (Большой т-р, 1901-02). Самостоят. деят-ность в качестве сценографа начинает в Т-ре-студии на Поварской, организов. К.С. Станиславским и руководимой В.Э. Мейерхольдом, где С. вместе с С.Ю. Судейкиным оформил спектакль «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка (1905). С. постоянно сотрудничал с В.Э. Мейерхольдом в т-ре В.Ф. Комиссаржевской и т-рах «малых форм» (т-р-кабаре «Бродячая собака», Дом интермедий): «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1906, т-р В.Ф. Комиссаржевской), трагич. пантомима «Шарф Коломбины» А. Шницлера (1910, Дом интермедий), пастораль М. Кузмина «Голландка Лиза» (1911, там же, совм. с А. Араповым), «Балаганчик» А. Блока (1906, т-р В.Ф. Комиссаржевской) - «идеальной постановкой маленькой феерии» автор считал себя обязанным в равной мере В.Э. Мейерхольду, комн. М.А. Кузмину и худож. С. Одной из последних театр. работ С. стало оформление «Мещанина-дворянина» Ж. Б. Мольера в моск. т-ре К.Н. Незлобина в пост. Ф.Ф. Комиссаржевского. С. отличали пристрастие к стилизации «театр. т-ра» (будь то обнаженная механика «Балаганчика» или лубочные «барашки» облаков и нарумяненные пейзажи «Голландки Лизы»), изысканные цветовые контрасты, романтич. ирония.