РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Имя апостола Петра, взятого в качестве патронального святого города, обусловлено не только тезоименностью с основателем города, но прежде всего несет в культуре того времени значения «Рим» и «Парадиз». Своим именем СПб. заявлен Римом - т. е. культурным центром мира; название весьма уместное для столицы. Это имя означает не преемственность культурной функции Рима как столицы мира, ибо в русской традиции «Москва - третий Рим, а четвертому не быть», а трансляцию этой функции столицы мира (поэтому именование СПб. «столицей» встречается во многих документах царя с самого начала существования города). Как следствие, значение «Рим» у столицы гос-ва предполагало и имперский статус самого гос-ва, что и воплотилось в принятии Петром императорского титула в 1721.
Для придания сакральной ценности городу днем его основания избран день сошествия св. Духа на апостолов и основания св. Петром Христовой церкви. Связь со св. Петром, декларированная именем города, означена посвящением ему (и св. Павлу) семиотического и сакрального центра города - Петропавловского собора в крепости (т. е. собственно «бугре»), причем в его фундамент заложена частица мощей брата ап. Петра, покровителя России и мореплавателей, первого апостола - Андрея Первозванного (во времена к-рого Петр I утвердил первый российский орден - его эмблему несет морской флаг России). Год спустя в дополнение к вселенским первоверховным апостолам Петру и Павлу, воплощающим римское, имперское, всечеловеческое значение столицы, в число покровителей города был введен покровитель этих мест - нац. св. благоверный кн. Ал-др Невский, во имя к-рого позже будет основан первый Петерб. монастырь с его мощами (Александро-Невская лавра). Гл. святыней города как царствующего града и местопребывания царствующего дома становится икона Божией Матери Казанской; спустя сто лет для нее будет возведен Казанский соб., схожий с соб. св. Петра в Риме.
В петерб. период рус. истории упраздняется патриаршество, главой Ц. становится император, пребывающий в СПб., управление делами Ц. передается Синоду, также расположенному в СПб. Зримой демонстрацией сакральной ценности СПб. стал патрональный храм свв. Петра и Павла - высочайшее здание в России, с фигурой ангела при кресте колокольни и с ориг. нетрадиционным иконостасом, утверждающим преемственность Рос. имп. власти от др.-рус. князей, рим. кесарей и ветхозаветных царей.
В дальнейшем сакральная ценность СПб. возрастает в неразрывной связи с функцией столицы, проявившись в посвящении петерб. храмов во имя св. покровителей императоров, во имя святых, на дни празднования к-рых приходились важные события нац. истории, в появлении специфич. орденских храмов, а также храмов придворных, военных и др. ведомств с собств. системой духовенства.
С др. функцией апостола Петра - как привратника Рая - соотнесено значение «Парадиз», к-рое переносится на СПб. как его град, освящая все в нем совершаемое, а также связано переносящееся на СПб. значение «врат», подобное «вратам Рая», «врата в Европу», ставшее обозначением программы установления культ. контактов с Европой. Воплощением знач. «Парадиз» становятся сады со скульптурой, создаваемые с нач. освоения петерб. земель (Летний сад, Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум и др.). Воплощением задаваемого семиотикой имени значения кораблестроения как весьма культурно важного и богоугодного дела становится архитектурное, а позже и аллегорическое оформление здания Гл. Адмиралтейства, а также общая планировка центра города.
В целом СПб. является уникальным, все еще мало семиотически исследованным текстом программы петровских реформ, в первую очередь как реформ культ., включавших в себя госуд., воен. и экон.
В язык. отношении имя столицы является моделью политкультурности, будучи сложено из разноязычных корней, с доминированием герм. форм (изначально - голланд.). Подобной была вся топонимика Ингерманландии - области С.-Петербурга, как бы указывавшая, что здесь уже Европа.
Функция СПб. - быть столицей Российской империи и одновременно вратами в Европу - определила его развитие и роль в истории России: столица страны в течение 200 лет была зоной непрерывных культ. контактов с представителями различных европ. культур на всех уровнях социальной структуры (а также последних между собой). В России образовался слой населения, жившего синхронно Западу. Такая поликультурность СПб. была повторением культ. ситуации - в т. ч. веротерпимости - античного Рима, что естественно соединялось с представлением о патроне города апостоле Петре как святом вселенском. Это проявилось в распространении межнациональных и межконфессиональных браков, широком распространении дву- и многоязычия, позволившего к концу 18 в. создать рус. лит. яз. с использованием семантики и стилистики, перенесенных в него из зап.-европ. яз., и отразилось в том, что с 18 в. в СПб. были храмы всех основных христ. церквей, а с нач. 20 в. - всех великих конфессий мира.
До сер. 19 в. порт и верфи находились в самом центре города, вблизи гл. имп. резиденции - Зимнего дворца, напоминая этим, а также своей великолепной архитектурой культ. значимость кораблестроения и связей с Европой для России.
Естественно, все отрасли петербургской пром-сти в течение 200 лет были производными от общей функции города - обеспечения потребностей флота и армии, двора, стр-ва города или, как следствие, сосредоточения в СПб. науч. и инж. корпуса.
В 1725 в СПб. основана АН России, включавшая ун-т и гимназию; профессора были приглашены из Германии и Швейцарии. Начало всей образоват. системе России дали уч. заведения СПб.: Морской (первое высшее уч. заведение в России - ныне Воен.-морское уч-ще им. Фрунзе) и Сухопутный шляхетные кадет. корпуса, АХ, Воспитат. общ-во благородных девиц (Смольный ин-т), Горный корпус, Лесной корпус, Корпус инж. путей сообщения и др. СПб. сохраняет и в наст. время значение крупнейшего образоват. и воспитат. центра России.
В 1718 в СПб. появляется первый музей России - Кунсткамера. Многочисл. худож. произв. и историч. реликвии, собранные имп. фамилией и аристократией, стали основой крупнейших в России музеев: Императорского (ныне Гос.) Эрмитажа, Рус. музея Александра III, из к-рого позже выделился Рос. этнографический. Благодаря бюрократической системе, обеспечивавшей полноту коллекций, СПб. располагает превосходными военно-ист., технич. и ест.-науч. музеями. Одновременно с музеем возникла первая б-ка (ныне Б-ка АН), в 1796 основана Имп. Публичная 6-ка (ныне Рос. нац. б-ка), ставшая крупнейшим книгохранилищем России.
С первых лет существования СПб. в нем складывается традиция всеобщих празднеств с фейерверками и театр. действиями. Первый театр был создан сестрой Петра I Натальей Алексеевной; с 1730-х гг. при дворе постоянно выступали итал. и франц. оперные и балетные труппы. В эти же годы рождается СПб. балетная школа, являющаяся одним из самых важных вкладов России в мировую культуру и давшая такие имена, как А. Павлова, В. Нижинский, Г. Уланова, М. Барышников; по-видимому, только в СПб. может существовать такое учеб. заведение, как Академия рус. балета им. Вагановой, а балет Мариинского театра, известный в мире под именем «Киров-балет», остается одним из лучших. В 1750-х гг. в Сухопутном кадет. корпусе зарождается рус. нац. театр. На протяжении 19 в. существовали почти исключит. имп. театры, с кон. 19 в. появляются частные, в нач. 20 в. - кинопроизводство и кинематографич. театры.
При Петре I возникает новая форма празднеств - ассамблеи, предназначенные для свободного межсословного общения, позже это были придворные и народные гуляния в опред. местах города и его окрестностей. В кон. 19 в. трансформацией таких гуляний стали полит. праздники рабочих 1 Мая, в сов. время превратившиеся во всенародный праздник. На ассамблеях впервые в России были введены танцы - галантная форма совместного времяпрепровождения мужчин и женщин, впервые осознавших себя «кавалерами» и «дамами». Танцы как проводник галантной культуры, являвшейся в значит. степени основой европ. моделей поведения, получили исключительное развитие в балах, снискавших СПб. славу самого танцующего города мира. С кон. 18 - нач. 19 в. появляются салоны - высшая форма интеллект. общения свет. об-ва, создававшиеся в домах просвещенных дам. Максимальное распространение получили при Николае I и сыграли огромную роль в развитии культуры общения, воспитании чувств и эстетических вкусов, а главное в формировании общественного мнения.
Предназначенный для высокой культ. миссии, заданной его именем, СПб. строился как идеальный город. Первым проф. архитектором СПб. был Д. Трезини, строивший его с 1706 по 1734. С 1714 царь запретил каменное стр-во в России, стремясь только СПб. сделать каменным городом, чтобы он не только напоминал Зап. Европу, но и ассоциировался с именем «Петр», означающим «камень». Однако лишь к сер. 18 в. гл. обр. центр. ч. города была отстроена в камне. Первоначальный ген. план был составлен арх. Ж.-Б.А. Леблоном (1717): предполагалось расположить гор. центр на Васильевском о-ве - максимально изолированной ч. города, топографически подробной модели «Парадиза», - придав ему идеальную регулярную планировку (к-рая была осуществлена, но в упрощенном виде). Основное стр-во с 1730-х гг. перешло на левый берег Невы, и композиционным центром города стало Гл. Адмиралтейство; по предложению фельдмаршала графа Б.Х. Миниха, развитому П.М. Еропкиным, на башню Гл. Адмиралтейства ориентированы три гл. магистрали, образуя трезубец. Планировка левобережных частей города определяется этими лучами, тремя пересекающими их реками, вносящими иррегулярность в идеальный план, и обширными строго регулярными участками между ними. Семиотическим центром СПб. всегда оставалась обширная водная площадь, образованная разделением Невы на два больших рукава у Стрелки Васильевского о-ва; вокруг этой водной площади располагались имп. резиденция на левом берегу (Зимний дворец), цитадель с патрональным храмом (Петропавловская крепость и Петропавловский собор) на правом, главное торжище - порт с Биржей - на Васильевском о-ве.
В нач. 19 в. стр-вом ансамбля порта (арх. Ж. Тома де Томон) эта центр. площадь получила идеальное арх. завершение. Ранняя архитектура СПб. представляет собой своеобразный вариант барокко, сформировавшийся в значит. степени под влиянием арх. и градостр. идей Петра I, чьи вкусы сформированы гл. образом голланд. и франц. впечатлениями. Барокко петровского Петербурга, отвергнувшее изысканные формы итальянской архитектуры, отличается рациональностью, логичностью планов, скромностью декорат. средств. В СПб. работали крупнейшие зодчие Европы: А. Шлютер, Ж.-Б.А. Леблон, Н. Микетти, Г. Киавери - но основная застройка города велась по образцовым проектам Д. Трезини. В 1730 -50-х гг. петерб. барокко приобретает чрезвычайную пышность и грандиозность, достигнув вершины в творчестве обер-архитсктора Анны I и Елизаветы I графа В.В. де Растрелли, а с воцарением Екатерины II сменяется классицизмом (А. Ринальди, Ж.-Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен, И.Е. Старов, Дж. Кваренги), создававшим «строгий, стройный вид» сохранившегося до сих пор старого города. В Павловское и Александровское царствования классицизм переходит в ампир, приобретая пышные и театрализованные формы (В. Бренна, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, Л. Руска). В 1820-30-х гг. в работах К.И. Росси и В.П. Стасова система центр. площадей города, перестроенных в стиле ампир, превратилась в грандиозные арх. декорации, сделавшие СПб. более Римом, чем сам Рим. В 1840-х гг. гл. стилем города становится неоренессанс, в к-ром построена большая ч. нынешнего ист. центра, сосуществовавший с необарокко и др. стилями (арх. А.И. Штакеншнейдер, Г.А. Боссе, Л.Л. Бонштедт, М.Е. Месмахер, гр. П.Ю. Сюзор, Н.Л. Бенуа). В 1870-х гг. в СПб. развился связанный с нем. арх. традицией «кирпичный стиль», трансформировавший мотивы Ренессанса и готики и перешедший в 1890-х гг. в модерн (В.А. Шретер, И.С. Китнер, К.К. Шмидт, гр. Н.И. де Рошфор).
В день 200-летия города был открыт Троицкий мост через Неву, что дало импульс стр-ву правобережной Петроградской стороны (первого гор. центра, заброшенного еще в 18 в.). За 14 лет здесь возник нов. город, равный левобережному, застроенный гл. обр. строениями в стиле модерна, но сохранивший частично архаическую планировку первых гор. слобод. Здания в стиле модерна возводились и в др. районах города, играя весьма заметную роль в его арх. облике. Спецификой СПб. явилось многообразие стилевых форм модерна (Sezession, Jugendstil, Art nouveau), исключительное развитие сев. модерна, более в России не встречающегося и свойственного гл. обр. Финляндии и Швеции (Ф.И. Лидваль, Н.В. Васильев, А.Ф. Бубырь), и реминисценции петровского барокко в модерне (больница им. Петра Великого, Л.А. Ильин и др.; училищ. дом им. Петра Великого, Н.В. Дмитриев; дом Боткина, А.И. Дитрих), художественно связанные с «Миром иск-ва» и подготовившие открытие Петербурга как особой культ. ценности в живописи, поэзии и науке нач. 20 в.
Районы застройки в стилях классицизма (18 - нач. 19 в.), неоренессанса (сер. - 2-я пол. 19 в.), модерна (кон. 19 - нач. 20 в.) в СПб. обширны и компактны, что уникально для европ. городов. С самого начала лучшие петерб. арх. за гос. счет изучали европ. зодчество непосредственно в Голландии, затем во Франции, Италии, позже в Германии и др. странах, перенося в СПб. как тысячелетние арх. традиции, так и последние новации Европы. В свою очередь, петерб. арх. создавали планы рос. городов и огромное кол-во проектов для Москвы, провинции, усадебного стр-ва, на к-рых учились провинц. арх. Т. о., СПб. определил арх. России 18-19 вв., образ ее городского и сельского пространства, и нек-рые стили (елизаветинское барокко, усадебный классицизм) стали восприниматься уже как национально-русские.
Петерб. арх., начиная с Растрелли, изучая традиции рус. арх. допетровского времени, искали пути синтеза нац. и европ. традиций. В 19 в. в творчестве К.А. Тона, Н.Е. Ефимова, Р.И. Кузьмина, A.M. Горностаева, позже А.А. Парланда, Н.В. Султанова эти поиски привели к многочисленным опытам возрождения рус. стиля, отразившимся в первую очередь в храмовом стр-ве самого СПб.: 7 церквей К. А. Тона в рус.-визант. стиле, предшествовавших его моск. храму Христа Спасителя (сохранилась одна со значительными утратами), «Спас на Крови» (1883-1907) А.А. Парланда и мн. др. Венцом этих поисков были вариации новг.-псков. зодчества в творчестве В.А. Покровского, С.С. Кричинского и др. (собор Божией Матери Федоровской в пам. 300-летия Дома Романовых, 1913, С.С. Кричинский и др.).
СПб. в рус. лит-ре является не только местом действия выдающихся произв. беллетристики, но зачастую гл. героем или важным фактором. Поэзия 18 в. однозначно воспевает город как «Парадиз»; эта традиция существует до 1830-х гг. Вступление к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» перечисляет не красоты города, но семиотически значимые его места.
Как антитеза «Парадизу», начиная с этой поэмы, появляется восприятие СПб. как города инфернального, враждебного (маленькому) человеку (символ беззащитности личности, частной жизни перед мощью стихии, символизирующей гос-во). Эта тема проходит и в творчестве мн. рус. романтиков и постромантиков, а также символистов. На основе существования этой темы, часто принимающей мистико-метафизический характер, ряд исследователей рус. культ. (живущих вне воздействия арх. СПб.) утверждают наличие особого «петербургского текста русской лит-ры», к к-рому относят «Шинель» Н.В. Гоголя, «Преступление и наказание» и «Идиота» Ф.М. Достоевского, - текста об инфернальном «двойнике» СПб. При всей эрудиции авторов этой концепции следует отметить искусственность, заданность отбора текстов, произвольность и натянутость толкований и недостаточное знание реалий петерб. арх. и быта.
В нач. 20 в. у художников «Мира иск-ва» и поэтов-акмеистов (О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова) происходит открытие классич. СПб. как великой культ. ценности. Тогда же рождается наука о СПб. как культ. и эстет. феномене - нач. стадия экологии культуры (И.М. Гревс, Н.П. Анциферов, П.Н. Столпянский, В.Я. Курбатов, Н.Э. Грабарь, Г.К. Лукомский), намечается подход к СПб. как одному из важнейших текстов рус. и мир. культ., одновременно разрабатывается специфич. экскурс. метод изучения культ. пространства. Эти искания, получившие развитие в 1920-х гг., были оборваны репрессиями. Продолжением этой петерб. традиции стали эколого-культурные работы Д.С. Лихачева, политизированное движение «Спасение» в эпоху перестройки, скандал в связи со сносом гостиницы «Англетер» и введение истории СПб. в число школьных дисциплин. «Серебряный век» - период формирования рус. метакультуры, открытия и осознания Россией своих прошлых культ. и худож. ценностей в мир. контексте - этот «век» неразрывно связан с СПб., питаем его культурой и в нем получил наибольшее воплощение. Характерно, что открытие СПб. совпадает с открытием А.С. Пушкина как высшей и непреходящей ценности. Пронесенная А.А. Ахматовой петерб. поэтич. традиция, демонстративно обращенная к Пушкину и старому СПб., продолжена была поэтами 2-й пол. 20 в., вплоть до Иосифа Бродского.
На протяжении всей своей истории СПб., как столица России, был местом мн. полит. акций. В 1725 гвардия возвела на имп. престол Екатерину I; в 1740 фельдмаршал граф Б.Х. Миних арестовал регента империи герцога Э.И. Бирона, приведя к власти принцессу Анну Леопольдовну; в 1741 провозглашена императрицей Елизавета I; в 1762 возведена на престол Екатерина II; в 1801 убит Павел I. По мере развития об-ва борьба принимает более мас. формы; в 1825 на Сенатской пл. прошло вооруженное выступление частей Петерб. гарнизона под ком. чл. тайн. об-ва («восстание декабристов»); в 1881 чл. террористической партии «Народная воля» убили имп. Александра II. Обострение полит. борьбы в 1905 приводит к «кровавому воскресенью» и последующему рев. развитию событий, в ходе к-рых манифестом 17 окт. 1905 в России вводятся полит. свободы и создается законодательная Гос. дума, заседавшая в СПб.
В 1914, в связи с начавшейся войной с Германией, из ложно понятых патр. соображений название СПб., данное Петром Великим, заменено на Петроград. Из имени столицы ушли его гл. значения - «Рим» и «Парадиз». Перестав быть «Римом», город должен был перестать быть столицей, а государство - империей. Революция в февр. 1917 привела к отречению имп. от престола, а 1 сент. 1917 Россия была провозглашена республикой; 25/26 окт. власть взяли большевики; 11 марта 1918 пр-во навсегда покинуло город. Обезлюдевшая от голода и эмиграции столица напоминала руины Рима; в 1924 город переименовали в Ленинград. Врата в Европу закрылись, опустился «железный занавес».
В 1932 была разорвана вторая важнейшая связь города с его сакрально-культ. покровителями: снесен первый кафедральный соб. - Троицкий, престольным праздником к-рого был день основания СПб., являвшийся воплощением сошествия св. Духа, храм, в к-ром Россия была в 1721 провозглашена империей. В год разрушения этой многократно возобновлявшейся реликвии был построен Большой Дом, в 1934 убит С.М. Киров, началось уничтожение полит. противников в рядах ВКП(б) и репрессии стали частью повседневной жизни. В 1930-х гг. из Ленинграда перевели в Москву АН и АХ, ч. архивов, обсуждался перевоз в Москву коллекций Эрмитажа. В 1935 был разработан новый ген. план, по к-рому центр города переносился от Невы в юж. районы; во исполнение этого плана был построен колоссальный Дом Советов (арх. Н.А. Троцкий), на фризе к-рого массы трудящихся в едином порыве устремляются к пустому центру. В 1941-44 город Ленина пережил 900 дней блокады гитлеровскими войсками и голодом, унесшим миллионы жизней. В 1946 в Ленинграде был следующий погром рус. интеллигенции. Город стал рядовым обл. центром. Продолжением этой политики был суд. процесс над «тунеядцем» Иосифом Бродским (1964).
Город в основном потерял корен. население, были оборваны почти все традиции, тем не менее благодаря сохранившейся арх. и «мифу о СПб.» - он остался центром культуры Сов. Союза (сохранив даже миф о «ленинградском характере»). Сохранению функции культ. центра страны способствовал и его огр. науч.-техн., образоват. и пром. потенциал, необходимый гос-ву, а также сохранение важнейших музеев, библиотек и, прежде всего, гор. среды. Новоселы, испытывая на себе влияние петерб. арх. как текста культуры, стремились не отторгнуть ее (как сделали бы, будь она «инфернальной»), а приобщиться к культуре города, и мн. это удалось. 12 июня 1991, в день св. Исаакия, на общегородском референдуме большинство жителей проголосовало за возвращение городу названия Санкт-Петербург.
Лит.: Семиотика города и городской культуры: Петербург. Тарту, 1981. (Учен. зап. Тартуского ун-та; Вып. 664; Тр. по знаковым системам; Т. 18); Анциферов Н. П. Непостижимый город. Л., ,1991; Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1991; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва - третий Рим» в идеологии Петра I //Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1. С. 60-74; Столпянский П.Н. Петербург: Как возник, основался и рос Санкт-Питербурх. СПб., 1995; Жерихина Е.И., Яранцев В.Н. Взгляд на преподавание предметов, до Петербурга относящихся // Санкт-Петербургский ун-т. 1996. № 6.