РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

САМОЙЛОВ Вас. Вас.

САМОЙЛОВ Вас. Вас.

САМОЙЛОВ Вас. Вас. САМОЙЛОВ Вас. Вас. (1813-87) -драм. актер Александрийского т-ра. Сын изв. оперн. певца В.М. Самойлова. Окончил Горный корпус и Лесной ин-т. В 1834 дебютировал на петерб. оперн. сцене, в 1836 переведен в драм. труппу. Пользовался популярностью в водевилях «с переодеванием»: «Студент, артист, хорист и аферист» Ф.А. Кони, «Двое за шестерых, или Хочу быть актрисой» П.С. Федорова, «Актер» Н.А. Некрасова. Демонстрируя высоч. уровень иск-ва имитации и трансформации, С. особо выделял национальность персонажа, черты этнич. характерности. Прекр. рисовальщик, он восхищал публику своими разнообразными гримами. Заметно отличали С. образованность и общ. культура, несомненно влиявшие на интерпретацию мн. ролей актера в классич. репертуаре. Играя короля Лира, он отказывается от величия и трагед. пафоса, изображая шексп. героя немощным стариком с явными чертами распада личности. Дегероизируя Гамлета, актер подчеркивает его безволие и беспомощность. С. выступал в произв. А.С. Пушкина (Самозванец в «Борисе Годунове» и Семен Вырин в инсц. «Стационного смотрителя»), И.С. Тургенева (Пехтерьев в «Завтраке у предводителя» и Любин в «Провинциалке»), Н.В. Гоголя (Швохнев в «Игроках»), А.Н. Островского (Городулин в «На всякого мудреца довольно простоты» и Любим Торцов в «Бедность не порок»). Дискуссионным стало исполнение С. заглавной роли в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина. Актер рисовал героя выходцем из Польши, что было воспринято как антипольское шовинистич. выступление. Но И.И. Панаев утверждал, что С. создал действительно существовавший тип авантюриста и игрока, «живое лицо, к-рое напоминает нам кого-то, и это лицо, к-рое мы не раз встречали в моск. и петерб. клубах, с к-рым когда-то были даже знакомы». Сам С. считал актер. иск-во самостоятельным, а драматургию лишь «канвой» для подлин. творца. Поэтому ему особенно удавались роли в незначит. драматургич. произв. (Дорси - «Гувернер» В.А. Дьяченко) и более всего- в истор. драматургии: Кромвель («Жорж Тревор, защитник бедных» П. Мериса и «Смерть Кромвеля» Э. Раупаха), Ришелье («Серафима Лафайль» О. Анисе-Буржуа, Г. Лемуана и «Ришелье» Э.-Дж. Бульвер-Литтона), Иоанн («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого). М.Е. Салтыков-Щедрин называл С. «актером всех стран и времен, преимущественно костюмов». Но, помимо виртуозн. мастерства перевоплощения и отточ. внешнего рисунка, С. обладал иск-вом психолог. игры. Он стремился к ист.-социальной точности образов, продуманности выразит. средств, к разработке постановочных приемов. Покинул сцену в 1884.

САМОЙЛОВ Вас. Вас.

В.В. Самойлов. Автопортрет в мастерской