САМОЙЛОВ Вас. Вас. (1813-87) -драм. актер Александрийского т-ра.
Сын изв. оперн. певца В.М. Самойлова. Окончил Горный корпус и Лесной ин-т.
В 1834 дебютировал на петерб. оперн. сцене, в 1836 переведен в драм. труппу.
Пользовался популярностью в водевилях «с переодеванием»: «Студент, артист,
хорист и аферист» Ф.А. Кони, «Двое за шестерых, или Хочу быть актрисой»
П.С. Федорова, «Актер» Н.А. Некрасова. Демонстрируя высоч. уровень иск-ва
имитации и трансформации, С. особо выделял национальность персонажа, черты
этнич. характерности. Прекр. рисовальщик, он восхищал публику своими разнообразными
гримами. Заметно отличали С. образованность и общ. культура, несомненно
влиявшие на интерпретацию мн. ролей актера в классич. репертуаре. Играя
короля Лира, он отказывается от величия и трагед. пафоса, изображая шексп.
героя немощным стариком с явными чертами распада личности. Дегероизируя
Гамлета, актер подчеркивает его безволие и беспомощность. С. выступал в
произв. А.С. Пушкина (Самозванец в «Борисе Годунове» и Семен Вырин в инсц.
«Стационного смотрителя»), И.С. Тургенева (Пехтерьев в «Завтраке у предводителя»
и Любин в «Провинциалке»), Н.В. Гоголя (Швохнев в «Игроках»), А.Н. Островского
(Городулин в «На всякого мудреца довольно простоты» и Любим Торцов в «Бедность
не порок»). Дискуссионным стало исполнение С. заглавной роли в «Свадьбе
Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина. Актер рисовал героя выходцем из Польши,
что было воспринято как антипольское шовинистич. выступление. Но И.И. Панаев
утверждал, что С. создал действительно существовавший тип авантюриста и
игрока, «живое лицо, к-рое напоминает нам кого-то, и это лицо, к-рое мы
не раз встречали в моск. и петерб. клубах, с к-рым когда-то были даже знакомы».
Сам С. считал актер. иск-во самостоятельным, а драматургию лишь «канвой»
для подлин. творца. Поэтому ему особенно удавались роли в незначит. драматургич.
произв. (Дорси - «Гувернер» В.А. Дьяченко) и более всего- в истор. драматургии:
Кромвель («Жорж Тревор, защитник бедных» П. Мериса и «Смерть Кромвеля»
Э. Раупаха), Ришелье («Серафима Лафайль» О. Анисе-Буржуа, Г. Лемуана и
«Ришелье» Э.-Дж. Бульвер-Литтона), Иоанн («Смерть Иоанна Грозного» А.К.
Толстого). М.Е. Салтыков-Щедрин называл С. «актером всех стран и времен,
преимущественно костюмов». Но, помимо виртуозн. мастерства перевоплощения
и отточ. внешнего рисунка, С. обладал иск-вом психолог. игры. Он стремился
к ист.-социальной точности образов, продуманности выразит. средств, к разработке
постановочных приемов. Покинул сцену в 1884.