РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

САМОЙЛОВ Дав. Сам.

САМОЙЛОВ Дав. Сам.

САМОЙЛОВ Дав. Сам. САМОЙЛОВ Дав. Сам. (наст. фам. Кауфман) (1920-90) - поэт. Род. в Москве, в семье врача. Учился в ИФЛИ (1938-41). С началом Вел. Отеч. войны ушел на фронт добровольцем, был ряд. бойцом, разведчиком. Начал писать стихи во 2-й пол. 1930-х гг. Печатался с 1941. Первая кн. стих. - «Ближние страны» (1958). В последующие годы вышли сб.: «Второй перевал» (1963), «Дни» (1970), «Волна и камень» (1974), «Весть» (1978), «Залив» (1981), «Голоса за холмами» (1984), «Горсть» (1989) и др. В лирике 1950-70-х гг. сильны отзвуки войны (широко изв. стих. «Сороковые», «Перебирая наши даты») и интерес к современнику, к-рый реализуется не как злободн., а преимущественно «вечная» лирич. тема - любовь, жизнь и смерть, природа, творчество. Для поэзии С. характерно обращение к прошлому - живущему в «снах» («Сон о Ганнибале»), «видениях» («Анна Ярославна», «Пестель, поэт и Анна»), воспоминаниях («Заболоцкий в Тарусе»). Это прошлое - в его балладах («Убиение углицкое», «Смотрины»), драматич. поэмах («Сухое пламя» и др.), театрализов. диалогах («Солдат и Марта»). Лит. память позволяет С. «повторять» созданные другими образы, строки, т. е. пользоваться знаковыми системами культуры, это одна из форм сохранения уже созданной однажды красоты как непреходящей ценности. С. числил себя в «поздней пушкинской плеяде»; у него своб. отношение к традиции, при этом отчетливое чувство дистанции между классиками далекого (Г. Державин, А. Пушкин, Ф. Тютчев) и недавнего (Б. Пастернак, А. Ахматова) прошлого и современниками. В стих. 1980-х гг. (сб. «Голоса за холмами», «Горсть») усилилось рационалистич. начало. С. писал воспоминания о современниках (П. Антокольском, Н. Заболоцком, В. Высоцком, Вс. Иванове и др.). Автор «Книги о русской рифме» (1973). Переводил стихи лит., эст., польск., чешск. поэтов.