РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Как правило, «похищение» происходит с согласия невесты. Она отдает жениху ч. приданого или делает ему какой-то подарок в качестве залога своего согласия. В этом случае может разыгрываться псевдопохищение (обычно в тех случаях, когда девушку держат в строгости и не выпускают одну, это происходит на людях) или же молодые встречаются в условл. месте и едут в ц., иногда - в дом жениха. Наконец, невеста может и сама прийти к жениху со своими вещами. Если есть опасность преследования со стороны семьи невесты или возражают родители жениха, то они прячутся у родственников. И.Д. Фридрихом записан даже случай (у старожильческого населения Латвии), когда невеста во время свадьбы с нелюбимым женихом послала за своим избранником, и тот похитил ее прямо со свадебного пира из дома жениха. Примечательно, что новый жених с братом и друзьями дождались пока гости съедят приготовленное первым женихом угощение, чтобы не возмещать расходов сопернику, причем мировой судья согласился с их резонами и освободил от платы («оправдал»). Это показывает, что такие бракосочетания были приемлемыми. На то же указывает и соотношение терминов: если сочетание «свадьба уводом» еще можно понять как насильственное похищение, то «свадьба уходом», «убегом» явно означает согласие обеих сторон (ср. характерное различие, скажем, в англ. яз.: «похищение» женщины описывается глаг. и сущ. rape, к-рое также обозначает «изнасилование», а совместное бегство, «убегом» - гл. elope). Если «убег» невесты с женихом может имитировать похищение, то едва ли не шире распространен случай, когда имитируется сам «убег», иными словами - когда это происходит с тайного согласия родителей. Это имеет место в двух случаях: когда ни одна из семей не способна выдержать расходы, необходимые для свадьбы («насильственное» похищение или бегство и венчание против воли родителей исключают празднование свадьбы) или такой способ практикуется у чл. сект, считающих брак грехом, особенно у старообрядцев-беспоповцев, к-рые «не признают брака», т. е. не признают право мирян без священников совершать таинство бракосочетания; для них любой брак является «блудным сожитием». Похищение или бегство имитируется для того, чтобы снять с родителей грех, в к-рый они впали бы, разрешив незаконный союз. По рассказам старообрядческого наставника И.Н. Заволоко, такие похищения были нормой в беспоповской среде. Характерно, что и остальные виды «похищений», судя по ряду описаний, чаще всего встречались у старообрядцев (в частности, цитированный выше пример из Латвии).
Лит.: Штернберг Л.Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии. Л., 1933; Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. 2.