РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

САМАРИН Ив. Вас.

САМАРИН Ив. Вас.

САМАРИН Ив. Вас. САМАРИН Ив. Вас. (1817-85) -актер, педагог. Род. в семье крепостного. В нач. 1830-х гг. поступил в Моск. театр. уч-ще на балетное отделение, откуда М.С. Щепкин забрал его в свой драм. класс. В 1833, еще будучи воспитанником уч-ща, дебютировал на сцене Малого т-ра ролью Феликса в мелодраме Дюканжа «16 лет, или Зажигатели». В 1837 был зачислен в труппу Малого т-ра на амплуа первого любовника. В 1830 -40-х гг. выступал в ролях классич. репертуара. Его исполнение роли Чацкого стало образцом для послед. поколений актеров. У С.-Чацкого личная драма оказывалась неразрывно связанной с драмой общественной. Следующее десятилетие отмечено в творчестве С. в основном исполнением ролей в водевилях и мелодрамах. Последователь Щепкина, он вносил в свое исполнение не только высокое мастерство, но и глубок. задушевность, теплоту, человечность. Роли: Симон-Сиротинка (одноименная пьеса С. Соловьева), Дон Цезарь де Базан («Испанский дворянин» Дюманаура и Деннери), Робен («Записки демона» Араго и Вермона) и др. В 1857 С. сыграл Гамлета как слабовольного, неспособного к действиям человека, что вызвало неодобрение критики. С кон. 50-х гг. С. постепенно переходит от героико-романтических ролей к характерным: Окалов («Однодворец» Боборыкина), Курчаев («Испорченная жизнь» Чернышева), Болотов («История» Ладыженского) и др. Выдающимся успехом С. было исполнение роли Фамусова. Сохранив трактовку Щепкина, С. дополнил образ новыми красками. По словам В.Н. Давыдова, он играл «...просто, тонко, правдиво, изящно и, главное, совершенно свободно, с исключительным умом, большим искусством, с какою-то округленностью поз, жестов и благородством дикции...» Под рук-вом С. в Малом т-ре были поставлены комедии Шекспира «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой», где он исполнил роли Бенедикта и Петруччо, а также «Виндзорские проказницы» и «Конец - делу венец». Среди ролей последних лет - Телятьев («Бешеные деньги»), Милонов («Лес»), Берендей («Снегурочка»), Кнуров («Бесприданница») в пьесах А.Н. Островского, Мошкин в «Холостяке» И.С. Тургенева, Муромский в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, Тартюф в одноименной пьесе Ж.Б. Мольера и др. С 1862 С. преподавал в Моск. театр. уч-ще, с 1874 руководил драм. классом Моск. конс. Среди его учеников - Г.Н. Федотова, Н.А. Никулина и др. С. - автор пьес, широко шедших в провинции: «Самозванец Луба», «Перемелется - мука будет» и др.