РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

САЛТЫКОВ Мих. Евграфович

САЛТЫКОВ Мих. Евграфович

САЛТЫКОВ Мих. Евграфович САЛТЫКОВ Мих. Евграфович (псевд. Н. Щедрин) (1826-89) -писатель, публицист. Род. в дворянской семье. Дет. годы провел в родовой помещичьей усадьбе Спас-Угол Тверской губ. в атмосфере крепостного права - страха, жестокости, насилия над человеческой личностью (воспоминания о детстве стали основой ром.-хроники «Пошехонская старина», 1887 - 89). Поступил в Моск. дворян. ин-т (1836), в 1838 переведен в Царскосельский лицей, где начал писать и публиковать стихи, считался на своем курсе продолжателем А.С. Пушкина. Служил в Воен. мин-ве, увлекался теориями социалистов-утопистов, был чл. кружка петрашевцев. После публ. пов. «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), в к-рых цензура обнаружила «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу», был выслан в Вятку, где в течение 7 лет продолжал чиновничью службу. После возвр. в С.-Петербургопубликовал (под псевд. Н. Щедрин) цикл «Губернские очерки» (1856 - 57), в к-ром создал сатир. панораму рус. провинц. жизни накануне отмены крепост. права. С этого произв., принесшего С. широкую известность, определяется своеобразие его творч. метода и роль в рус. лит-ре. Он становится сатир. летописцем, «домашним историком общества» (П. Анненков), объединяющим в своих кн. публиц. злободневность, бытовую точность и социальный гротеск, фантасмагорию, вырастающую на основе этого быта. Отстаивая идеал «свободного исследования», С. свободен и разнообразен в форме своих произв. Чаще всего он обращается к циклу очерков, рассматривающ. опред. проблему и не скованных рамками фабулы («Невинные рассказы», 1857 - 63; «Сатиры в прозе», 1857; «Помпадуры и помпадурши», 1863 - 74; «Дневник провинциала в Петербурге», 1872; «Благонамеренные речи», 1872 - 76; «В среде умеренности и аккуратности», 1874 - 78; «Убежище Монрепо», 1878 - 79; «За рубежом», 1880 - 81; «Письма к тетеньке», 1881 - 82; «Пошехонские рассказы», 1883 - 84; «Пестрые письма», 1886; «Мелочи жизни», 1886 - 87). В арсенале жанров С. также новатор. ром.-исследования («Современная идиллия», 1877 - 78; 1882 - 83; «История одного города», 1869 - 70), семейно-психологич. ром., в к-ром создан «вечный тип» лицемера и пустослова Иудушки Головлева («Господа Головлевы», 1875 - 80), аллегорический цикл «Сказок» (1882 - 86), драмы «Смерть Пазухина» (1857) и «Тени» (1862-65), публиц. и крит. ст. Большинство произв. С. первоначально публиковал в ж. «Современник» и «Отечественные записки». Он был одним из ред. и идейных вдохновителей «Отечественных записок» (1868 - 84). Почти все произв. С. вызывали цензурные придирки и преследования, поэтому установление их аутентичного текста представляет больш. трудности. Высокую оценку творчеству С. давали И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. «Невозможно понять историю России во второй половине 19 в. без помощи Щедрина», - утверждал М. Горький.

САЛТЫКОВ Мих. Евграфович

М.Е. Салтыков (Щедрин)