РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

САЛОН

САЛОН

САЛОН САЛОН - лит.-худ. или полит. кружок избранных лиц, собир. в частном доме. В России до сер. 18 в. не существовало спец. комнат для приема гостей: в одной зале ели, танцевали, разговаривали. Не было и необходимой меблировки. Во дворцах Петра I, где уже появились кабинеты и столовые, светские беседы вели чаще всего именно за большим общим столом.

В С.-Петербурге нач. 19 в. мы уже видим примеры меблированных залов со спец. планировкой, предназначенных для приема гостей: зал в доме Олениных, Белый зал Михайловского дворца, Малахитовый зал в особняке Демидовых, Синяя гостиная Нарышкинского дворца, Зеленая гостиная особняка Половцовых. Интересно, что эти помещения до 1830-х гг. еще носят название «зал», хотя в них уже не проводятся балы, с этого времени танцевальный зал и столовая отодвигаются в боковые флигели, а салон занимает центр. место по фасаду. Меблировка С. дополняется пяльцами, мольбертами и муз. инструментами. С сер. 1830-х гг. мебель ставят уже не вдоль стен, а вокруг стола, появ. «свободная планировка» интерьера.

С. придумала дама как лучшее обрамление, оттенение своей личности. Это подчеркивали еще исследователи прошлого века, определявшие С. как кружок, группировавшийся вокруг к.-л. выдающейся женщины, «царицы С.», блиставшей остроумием, талантами, красотой. Это понимали те, кто переносил идею С. на рус. почву. Так, И.И. Бецкой специально приглашал в свой дом смолянку Г. Алымову для приема гостей. При «малом дворе», возникшем вокруг вел. кн. Марии Федоровны, занимались совместным музицированием, рисованием, танцами, рукоделием, ботаникой. Т. о., С. сложились при формировании круга образов. женщин, ощутивших свою самодостаточность как личности.

Появление С. в России в нач. 19 в. было также ответом образов. части об-ва на традиц. церк. и нац. запреты. Балы и театр. представления отменялись на время постов - Фомина и Великого, во время придворн. траура. Многочисленное об-во скучало неделями и месяцами. Именно в эти периоды и стали собираться для светских бесед.

В кон. 18 в. собрания, подобные С., происходили в домах К. Разумовского, И. Шувалова, А. Безбородько, А. Строганова, но это были, отчасти, собрания клиентов у покровителя. Ближе к С. были собрания круга Львовых -Державиных, Хемницера, Самборских, Муравьевых, в к-рый входили Левицкий и Боровиковский, с разнообразием худож. интересов и занятий (литература, политика, музыка, архитектура) - сообщество профессионалов и любителей, широкий круг молодежи. Но для появления именно С. не хватало центра круга - «царицы салона»; к тому же отсутствие постоянно назначенного времени, места встреч, специально приглашаемых гостей и, главное, этот круг держался на постоянных родственно-дружественных связях. У мн. из них был постоянно открытый дом. И лишь с 1808у Державина стали собираться специально для чтений. В доме И. Долгорукого собирались друзья для чтения пьес и обсуждений домашнего т-ра. Поэтому «Арзамас» только тогда из лит. об-ва становится «салоном», когда собирается у Уваровых или у Блудовых, где его членами становились хозяйки дома. Но сами они - еще не «хозяйки салона».

САЛОН

Салон З.А. Волконской на Тверской. Худ. Г.Г. Мясоедов

Появляются женщины, желающие получить свою долю общ. уважения и восхищения не только за счет своей красоты, но и своих организат. способностей, талантов. Портреты известных хозяек салонов представляются романтическими и символическими образами: Софья Киселева-Потоцкая - вакхический, Екатерина Голенищева-Кутузова - героико-романтический, Екатерина Андреевна Карамзина - образец достоинств римской матроны, Александра Смирнова-Россет - средиземноморски-экзотический. Большинство из них, что, впрочем, характерно для эпохи, следовало классическим образцам.

Дама-хозяйка должна была продумать программу, что было особенно трудно в ежедневных С., позаботиться о присутствии либо особо блестящего гостя, либо о составе группы гостей, способных начать, развить беседу, интересную для всех собравшихся, либо пригласить исполнителей, к-рые заполнят естественные паузы.

Среди великосветских и политических С. 19 в. (Воронцовых-Дашковых, Бобринских, Лавалей) самым знаменитым считался С. вел. кн. Елены Павловны. В С. приглашали поэтов и писателей с целью «украсить программу» чтением действительно великого произведения (Пушкин читал «Бориса Годунова» у Лавалей, Лев Толстой - «Власть тьмы» у Воронцовых-Дашковых). В другой вечер это мог быть дипломат, известный своим красноречием, полководец или музыкант.

В С. часто совместно рисовали, напр., у Ф. Толстого или у М. Волконской, художественным С. можно считать и собрания в семье Н. Бенуа, где, кроме художников, бывали и музыканты. Направления С. менялись со временем, в зависимости от проф. интересов хозяев. Если А. Оленин начинал свои собрания как персона Екатерининского века (классицизма), как друг Н. Львова, Г. Державина, В. Озерова, а его салон был театр., лит., то затем, спустя десятилетие, когда у него в доме, как президента АХ, стали собираться в 1820-х гг. учащиеся живописных и архитектурных классов, он стал инициатором возрождения др.-рус. иск-ва, встал у истоков, был вдохновителем нового, неорусского стиля.

С. играли и воспитательную роль. Дети могли присутствовать в собрании, внимание гостя поощряло в детях стремление к совершенствованию. Молодежь приучалась естественно и пристойно вести себя в обществе. С. был единственным местом в николаевскую эпоху, где можно было в широком кругу отстаивать свои полит. и культ. взгляды. При этом гости были «равны» перед хозяйкой дома, единственно ее взгляды, ее слово были решающими.

С сер. 19 в. лит. кружки занимают место, ранее принадлежавшее именно С., но там уже не было необходимости в хозяйке дома. Исчезновение С. как общественного ин-та совпало с возможностью для большего круга девушек получения регулярного образования, с разнообразием возможности приложения творч. сил, ранее ценимых только узким кругом, с большими возможностями для женщин проявить свой ум и организат. способности. «Эпоха С.» в рус. столицах показала всей России нарождение об-ва, способного дискутировать, создавать новые худож. направления и развлекаться не по указанию свыше.