РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО - синтез творчества художника с природой. Оно заключается в творч. использовании растит. материала, рельефа местности, воды, скульптуры и малых арх. форм в целях создания худож. организованного образа природы. В европ. иск-ве нового времени изв. типы садов - итал., голланд., франц., китайск. и англ. «Итал.» сад, появившийся в эпоху Возрождения, - регулярный, с использованием рельефа местности, располагался на террасах с подпорными стенками. Он оформлялся монумент. лестницами, каскадами , скульптурой. Во 2-й пол. 17 в. франц. садовый арх. А. Ленотр разработал новый тип регулярного парка - «франц.», к-рый разбивался на плоск. местности и где дворец был центром композиции. От него шла гл. аллея, дополненная рядом второстепенных, расположенных в определ. ритме аллей и дорожек. Гл. композиционная ось усиливалась, как правило, трехлучием, к-рое связывало обширные пространства. Природный ландшафт активно преобразовывался посадкой молодых и взрослых деревьев, изменением русла речек и ручьев, прокладкой каналов и созданием сети искусственных бассейнов. Растительности путем стрижки искусственно придавались геометрич. формы. Шпалеры - «стены» из густо посаженных и ровно постриженных деревьев и кустарников высотой 2 -3 м - образовывали также разл. геометрич. фигуры - «боскеты», внутр. пространство к-рых представляло собой «зеленые кабинеты» с садовой мебелью, цветниками, фонтаном. Непременными эл-тами «франц.» сада были замкнутые пространства внутри боскетов, зеленые ковры газонов, партеры из цветников с низкими ковровыми растениями в сочетании со сложным фигурным узором из цветного песка, толченого кирпича, стекла, угля, «огибные» дороги - аллеи, обрамленные по сторонам и сверху трельяжами (деревянными решетками) и укрытые ветвями деревьев и ползучими кустарниками. По сторонам аллей, на их пересечении, в нишах боскетов устанавливались многочисл. бюсты, мраморные фигуры и скульпт. группы, часто имевшие аллегорич. значение. Регулярный сад превращался как бы в продолжение дворца. В этот период сады и парки были своеобразной сценой, на к-рой проходила жизнь двора и высш. об-ва. В России сады существовали издревле, они имели преим. утилитарное значение. К нач. 18 в. регулярные композиции имелись только в Головинском саду в Москве и в подмосковных Измайловских «огородах». Но моск. сады были небольшими по размерам, простыми по композиции, не образовывали с дворцовыми постройками единого комплекса. Создание парадных регулярных резиденций вокруг новой столицы Петр I рассматривал как свидетельство величия России. Во время загран. поездок он изучал лучшие садово-парковые ансамбли Франции, Голландии, Германии, приглашал на службу садовых мастеров, преим. голл. Ян Розен исполнил первый проект регулярного Летнего сада, а также проект сада в Царском Селе (1712 - 25). Л. фон Гарнихфельт работал в Петергофе (1715-38) и сыграл важнейшую роль в создании как Верхнего, так и Нижнего парков. Помимо них работали: в Дальних Дубках фон Штаден (1719-21), в Итал. саду М. Хейзер (1721-25), в Стрельне франц. мастер Д. Броке (1719 -22), у А.Д. Меншикова в петерб. усадьбе Я. Эхт, в Ораниенбауме - Вицвол и X. Грац. Учреждение спец. Садовой конторы показывает знач., к-рое Петр I придавал садово-парковым ансамблям. Он лично принимал участие в проектировании Летнего сада, петергофского и стрельнинского ансамблей, корректировал, согласно своим идеям и пожеланиям, проекты арх. Б. Растрелли, Ж.-Б.А. Леблона, Н. Микетти, М.Г. Земцова.

Тип регулярного дворц.-парк. ансамбля, т. н. франц. сад, господствовал в С.-Петербурге и загородных резиденциях в 1-й пол. и сер. 18 в. - результат освоения европ. наследия в области паркостроения. Но в России то, что не соответствовало местному климату и природным условиям, или отбрасывалось создателями парков, или отвергалось самой природой. Широко практиковалась доставка деревьев и кустарников - лип, яблонь, вязов, кленов, самшита, тисса - из др. местностей России и из-за границы. Одна из рус. садоводческих традиций - особое внимание к душистым травам и цветам - нашла свое развитие при устройстве регулярных композиций цветников Летнего сада. В регулярном парке важная роль отводилась воде. В нач. 18 в. в России появились фонтаны, к-рым придавались разл. формы («Солнце», «Пирамида», «Сноп» в Петергофе). Играющие на солнце струи фонтанов и каскадов, зеркальная гладь декор. бассейнов, в к-рой отражалась зелень боскетов, «люстгаузы» (беседки) и плывущие по небу облака, обогащали зрит. образ рукотворного пейзажа. При устройстве приморских резиденций умело использовался рельеф береговой зоны, благодаря чему мор. просторы как бы включались в общую композицию парка. Крутые склоны Петергофа и Стрельни использовались для устройства гротов и каскадов. В сер. 18 в. усложняются планировочные схемы и приемы худож. оформления садов и парков: усложняются контуры боскетов и площадок, зеленые стены боскетов включают в себя многочисл. глубокие ниши и закругления, усиливается композиционная роль дворца как доминанты ансамбля, каналы превращаются в декорат. водоемы. Все более широкий круг помещиков не только в обеих столицах, но и в провинции оформляют свои усадьбы, подражая высш. аристократии, особенно после указа Петра III «О вольности дворянства» (напр., ансамбль Кусково в Подмосковье).

Роскошь королевских дворцов и парков олицетворяла уходящую эпоху. На смену ей пришли идеалы простоты, разумности, «естественности». К кон. 18 в. происходит переворот в садово-парковом иск-ве: отказ от регулярного и распространение пейзажного стиля, к-рый зародился в Англии (парк Стоу, 1736) и в 1770-х гг. распространился на континенте, в т. ч. и в России. В основе англ. парков лежал принцип творч. переработки мотивов естеств. природы. «Все иск-во в том, чтоб было сходно с натурой», - писал И.И. Шувалов после посещения Англии в 1765. Поскольку природа избегает симметрии, прямых линий, то строго симметричные композиции были отвергнуты. Партеры сменяются лужайками, геометрической формы бассейны и каналы - озерами с изрезанными берегами и ручьями, фонтаны - водопадами, строго ритмичные посадки - отдельно стоящими или свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи - вьющимися дорожками. Композиция строится на последовательном раскрытии многоплановых пейзажных картин, на смене светотеневых и цветовых контрастов. Фактически это некие идеализированные картины, выстроенные по законам живописи. Для них характерны сельские виды с хижинами и мельницами, включение в пейзаж «античных» сооружений и руин. Центром композиции обычно является озеро с изрезанной береговой линией, к-рая открывала перед глазами гуляющих множество сменявших друг друга пейзажей. Екатерина II, способствовавшая распространению моды на англ. сады в России, сама никогда не посещала Англию. Однако в 1772 она писала Вольтеру: «Я безумно люблю английские сады», с к-рыми она познакомилась по путеводителям. Она послала в Англию арх. В.И. Неелова с сыном для осмотра всех известных садов, чтобы затем устроить похожий в Царском Селе. Вместе с англ. садами появились и англ. садовники. В 1771 из Англии был приглашен Иоганн Буш, создавший пейзажный парк в Царском Селе, его сын Иозеф Буш не только продолжил работы в Царскосельском саду, но и устроил англ. сад на Елагином о-ве. Чарльз Спарроу создал сад в Гатчине, Вильям Гулд - сад при новопостренном Таврическом дворце, Джеймс Мидер - англ. парк в Петергофе. По мнению сестры англ. посла, осмотревшей его в 1783, «даже в Англии этот сад заслуживает быть причисленным к красивым». Тот же Мидер писал, что рус. знать «помешалась на садах». Справедливость этого замечания подтверждала кн. Е.Р. Дашкова, к-рая называла себя «английским садовником».

Хорошо знакомый с иск-вом англ. пейзажных парков арх. Ч. Камерон положил их принципы в осн. Павловского парка, к-рый он создавал в 1780-х гг. По его проекту через лес и вдоль извилистого берега р. Славянки были проложены дорожки и тропинки, с к-рых открывались красивые виды. В тщательно выбранных местах он построил несколько павильонов в антич. стиле, включая «Храм Дружбы», «Колоннаду Аполлона», «Памятник родителям». Сменивший Камерона В. Бренна создал в 1796-1800-х гг. на высоком берегу Славянки парадную часть ансамбля, в к-рой соединил эл-ты регулярного и пейзажного парков. Завершил формирование Павловского сад.-парк. ансамбля в 1801 - 13 театр. худож.-декоратор П. Гонзаго. В обширном лесном массиве «Белой березы» он, как скульптор, отсек все лишнее, вырубив участки леса для создания лугов и далеких перспектив. Сохранив приемы планировки Камерона (лучевая система дорог, расходящихся от круглой площадки), Гонзаго добавил англ. дорогу, свободно вьющуюся между рощами, каждый поворот к-рой открывал новые пейзажи: зеленые луга, тенистые рощи, перелески, переходящие в глухой лес, гр. или отд. деревья на открытых лужайках. Отсутствие парковой архитектуры, скульптур, каскадов помогает сосредоточиться на созерцании красоты природы. При создании пейзажа Гонзаго, как живописец, подбирал породы деревьев с учетом цвет. гаммы их листвы в разные времена года. Мода на пейзажные парки не означала отказа от использования в них регулярных эл-тов и даже целых регулярных композиций на отд. его участках. 19 в. не привнес ничего нового в теорию паркостроения. Сад.-парк. ансамбли продолжали создаваться на осн. уже накопленного опыта.